ЦИРК

(от лат. circus — круг) — вид искусства, специфика к-рого заключается в создании худож. образов при помощи движений, трюков, актерского мастерства. Одна из основ последнего — эксцентрика. Решая как бы сверхзадачу, демонстрируя виртуозно-свободное владение трудно осваиваемым предметом (животными, пространством, своим собственным телом и чувствами), цирковой артист творит по закону эксцентричности, раскрывая высшие человеческие возможности. Слагаемыми циркового образа являются также музыка, грим, костюм исполнителя. Цирковое представление включает в себя номера разных жанров (акробатику, эквилибристику, гимнастику, пантомиму, жонглирование, клоунаду, иллюзионизм, музыкальную эксцентрику, наездничество, дрессировку животных и др.), а действие, как правило, происходит на круглой площадке — арене диаметром ок. 13 м, вокруг к-рой располагается амфитеатр для зрителей. В Древн. Риме, откуда берет свое начало совр. Ц., арена имела форму эллипса, где демонстрировались бега колесниц, выступления жонглеров, эквилибристов, комиков, а трибуны вмещали до 250 тыс. зрителей. В наши дни существует разновидность циркового представления на сцене. Поэтому номера, эстрадные и др. представления с участием цирковых артистов также носят обобщенное название — Ц. Происхождение циркового иск-ва связано с обрядами, играми, развитием бытовых и профессиональных навыков (ходьба по канатам для проверки их крепкости, подготовка коней для кавалерии, боевых слонов и т. д.). Профессиональные труппы акробатов, эквилибристов, жонглеров были известны в Древн. Греции, Древн. Риме, Византии, Китае. В период средневековья бродячие труппы цирковых артистов давали представления на улицах городов, в селах. Цирковое представление, ставшее прообразом совр. Ц., сложилось сравнительно недавно, с открытием в конце XVIII — нач. XIX в. первых постоянно действующих стационарных Ц. Одно из гл. выразительных средств циркового иск-ва — трюк. Большинству цирковых трюков присущ не только эксцентрический характер, но даже элемент абсурдности (Абсурдизация), т. к. их исполнение нарушает привычную логику поведения. Демонстрация композиционно выстроенных, подчиненных определенному замыслу трюков, в сопровождении музыки, с элементами худож. оформления, составляющая отдельное законченное выступление артистов, наз. номером. Программы совр. Ц, состоят из номеров разных жанров — спортивно-акробатических, с дрессированными животными, иллюзионных, реприз и клоунад. Однако, какие бы эмоции ни вызывали у зрителей смелые трюки акробатов, гимнастов, укротителей зверей, гл. и непременным действующим лицом, умом и сердцем Ц. является клоун. Маска популярного клоуна выражает психологию современников, точно ощущает и передает, что сегодня является серьезным, а что смешным. Пользуясь приемами буффонады, гротеска, клоун работает в том же ключе, что и художники др. видов иск-ва. Можно сказать, что клоун — это комическое зеркало времени. И чем точнее и глубже клоунская маска охватывает, анализирует и выражает время, тем больше популярность клоуна у зрителей. Яркое, жизнерадостное в целом иск-во Ц. всегда современно. В лучших его образцах, казалось бы, неожиданные и даже абсурдные поступки и действия цирковых персонажей трансформируют на арене совр. информацию в ее нравственных и социальных аспектах, создавая своеобразную картину реальности. А внешне слишком броские костюмы и пестрые краски Ц. по-своему раскрывают характер совр. моды и представления о красоте.

Просмотров: 742
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Эстетика: Словарь/Под общ. ред. А. А. Беляева и др. — М.: Политиздат, 1989.— 447 с.




Другие новости по теме:

  • Американское просвещение: Представления о процессе познания
  • ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
  • Декларативный способ представления информации
  • Зрительные представления
  • ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
  • КЛАССОВЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
  • КОЛЛЕКТИВНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
  • КОЛЛЕКТИВНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
  • КОЛЛЕКТИВНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
  • КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ГИПНОЗЕ
  • Коллективные представления
  • МЫШЕЧНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
  • НАВЯЗЧИВЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
  • Навязчивые представления
  • Нарушения представления
  • ПЕРВИЧНОСТЬ СИСТЕМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
  • ПЕРЕЖИВАНИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
  • ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
  • ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
  • ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯ
  • ПРЕДСТАВЛЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНЫЕ
  • ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПАМЯТИ
  • ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕЛИГИОЗНЫЕ
  • Представления
  • Представления о философии в средневековой Руси
  • Ролевые представления
  • СИСТЕМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
  • СПОСОБ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
  • Социальные представления
  • представления



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь