КЛАССОВЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

(class imagery) — понятия и представления социальных акторов о классе, классовой структуре, а также о распределении власти. Среди многих эмпирических исследований классовых отношений и представлений большая часть касалась рабочего класса ручного труда. В 1950-е и особенно в 1960-е гг. разные ученые, не только из числа социологов, заинтересовались изучением воздействия изменения образа жизни, в частности, модели семьи и трудовых отношений, на "традиционные" сообщества рабочего класса (см. также Общество изобилия; Тезис обуржуазивания; Консерватизм рабочего класса). Заметный вклад внесли влиятельные североамериканские и европейские ученые: Чиной (1955), Попиц и др. (1957). В британской социологии к их числу относятся Абраме (1960) и Цвейг (1961), но классической стала работа Локвуда "Источники изменения в представлениях рабочего класса об обществе" (1966, переизданное вместе с рядом статей по данной теме в 1975-м). Статья Локвуда вызвала серьезное изучение супружеских отношений (Ботт, 1957), включая "социальные представления". Ботт заключила, что ее респонденты так различали "модели" общества: властная" (а также "их" и "наша"), разделенная на два довольно устойчивых противоположных класса ("рабочий" и "средний" классы) и "престижная", в которой классовая структура  составлена намного большим числом групп, выстроенных в иерархию по престижу. Причем предпочтение одной или другой можно было бы объяснить результатом "первичного социального опыта" людей. Локвуд опирался на эти идеи в определении трех типов "социального сознания" рабочего класса в зависимости от занятости и структуры общества: (а) традиционный "пролетарский" рабочий, например, шах тер-уголыцик, докер и судостроитель, имеет "властную модель общества, то есть такую, где рабочие весьма обязательны в отношении и к своему труду, и к товарищам по работе, а живут в замкнутых, гомогенных общинах; (б) традиционный "послушный" рабочий признает за традиционной элитой право на руководство и принимает "иерархически престижную" модель класса; таковыми обычно являются рабочие мелких "семейных" фирм или занятые в сельском хозяйстве, состоящие в патерналистских отношениях найма и пребывающие в неизменной статусной иерархии в более широком сообществе города или деревни; (в) "приватизированный" рабочий понимает классовые различия с точки зрения "денежной модели" общества и считается более "сосредоточенным на доме", чем коллективно ориентированные, и более "инструментальным" в отношении работы и политики. Впоследствии данный подход был расширен рядом эмпирических исследований, в частности состоятельного рабочего (Голдторп, Локвуд и др., 1968 а и b, 1969). Несмотря на общепризнанную ценность подхода Локвуда, современные работы в целом показали более сложную и противоречивую картину. В частности, Локвуд подвергся критике за игнорирование половых и расовых проблем. Полларт (1981), в частности, отметила, что классовые представления  фабричных рабочих-женщин часто являются "двойственными" и постоянно покоятся на тендерных ролях и властных отношениях, связанных с половыми различиями. Другие авторы указали на недостаточное внимание к общим структурным и теоретическим проблемам классового формирования и развития. Говард Ньюбай в исследовании сельскохозяйственных рабочих (1979) утверждал, например, что ошибочно рассматривать "различие" как единственную ориентацию. Оно в значительной мере изменчиво по форме и по "властному" отношению, причем "классовые представления" не являются первостепенными (см. также Послушание). Для всех этих авторов сильная сторона в вопросе классовых представлений, в отличие от обширной литературы о классовом сознании, заключается в попытках эмпирического отражения существующих образов сознания у рабочего класса.

Просмотров: 975
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Д. Дэвид, Джери Дж. Большой толковый социологический словарь, 2001 г.




Другие новости по теме:

  • F60 — F62 Специфические, смешанные и другие личностные расстройства, а также продолжительные изменения личности
  • «СРЕДНЕГО» И «НОВОГО СРЕДНЕГО КЛАССА» ТЕОРИИ
  • ВКЛЮЧЕНИЕ КЛАССА
  • ВНУШЕНИЕ, ОХВАТЫВАЮЩЕЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОДНОГО КЛАССА
  • ГИБКИЙ ГРАФИК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ
  • ГРАНИЦЫ КЛАССА
  • ЖЕНЩИНА, РОЖАВШАЯ ШЕСТЬ И БОЛЕЕ РАЗ
  • ИНТЕРВАЛ КЛАССА
  • ИНФОРМАЦИОННОЕ ПОЛЕ РАБОЧЕГО МЕСТА ОПЕРАТОРА
  • Идентифицируемость рабочего задания
  • КОНСЕРВАТИЗМ РАБОЧЕГО КЛАССА
  • НАПРЯЖЕННОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ В ОТНОШЕНИЯХ МОЛОДЕЖИ И ОБЩЕСТВА
  • НЕУПОРЯДОЧЕННОСТЬ РАБОЧЕГО МЕСТА
  • НОВОГО КЛАССА КОНЦЕПЦИЯ
  • ОБУЧЕНИЕ ВНЕ РАБОЧЕГО МЕСТА
  • Организация рабочего места
  • ПОЛОЖЕНИЕ РАБОЧЕГО КЛАССА В РОССИИ
  • ПСИХОЛОГИЯ КЛАССА
  • Проектирование рабочего пространства
  • РАБОЧЕГО КЛАССА КОНСЕРВАТИЗМ
  • РАДИКАЛИЗМ СРЕДНЕГО КЛАССА
  • Редукция, в частности, редуцирование
  • СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ РАБОЧЕГО МЕСТА
  • СВЕРХЭКСТРЕМАЛЬНАЯ СРЕДА РАБОЧЕГО МЕСТА
  • СОЮЗ РАБОЧЕГО КЛАССА И КРЕСТЬЯНСТВА
  • Самовоспроизводство класса (воспроизводство его на собственной основе)
  • Социальные представления
  • ФОНД РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ
  • ФОТОГРАФИРОВАНИЕ РАБОЧЕГО ДНЯ
  • Фотография рабочего времени



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь