АРАБО-МУСУЛЬМАНСКАЯ ЭСТЕТИКА

— совокупность эстетических идей, разрабатывавшихся в эпоху средневековья мыслителями народов Востока, принявших ислам и пользовавшихся арабским как осн. литературным языком. Эстетика мусульманского средневековья развивалась в русле естественнонаучных, философских, теологических, филологических, литературно-критических и искусствоведческих теорий и отражала культуру, характеризовавшуюся значительным удельным весом светских элементов. Прекрасное определялось в ней как качество, вызывающее к себе влечение, очищенное от утилитарных соображений, а также как проявление соответствия предмета своему идеальному, совершенному образу (Совершенство). Наслаждение красотой видимых форм и звуков объяснялось их особой близостью «человеческой природе»; специально рассматривались ассоциативные механизмы тяготения людей к определенному кругу объектов эстетического созерцания (теолог и литератор Ибн Хазм, 994—1064), психофизиологические основы восприятия видимых форм (ученый Ибн аль-Хайсам, 965—1039). Философы и поэты писали о красоте мироздания (Фараби, Ибн Сина, Омар Хайям, ок 1048— ок 1123; Ибн Рушд, 1126—98), к-рая иногда толковалась в пифагорейском духе и усматривалась в гармонии космоса, пластических форм, цветов и звуков (авторы энциклопедических трактатов «Чистых братьев»). Бог, отождествляемый с бытием, становился предметом эстетической оценки в качестве средоточия всего прекрасного и возвышенного у мыслителей и поэтов мистико-пан-теистического направления (Ибн аль-Араби, 1165—1240; Румн, S207—73; и др.), в трудах к-рых, однако, по точной характеристике Гегеля, часто «имманентность божественного предметам поднимает само мирское, природное и человеческое существование до уровня самостоятельного величия». В человеке выделялась внешняя, физическая красота и внутренняя, интеллектуально-нравственная, к-рой неизменно отдавалось предпочтение. Разрабатывалось учение об «адабе»— требованиях, предъявлявшихся всесторонне развитой личности. Отсутствие утилитарного интереса служило критерием и при выделении среди всевозможных «искусств» (ремесел) тех, что связаны с худож. творчеством. Следуя античной традиции, философы утверждали, что в основе худож. творчества лежит подражание (Мамесис. Подражания теория), к-рое вместе с сохранением и произвольным сочетанием воспринятых образов считалось функцией воображения. Спецификой поэзии поэтому объявлялась «ложь», т. е- худож. вымысел, имитирующий, но не воспроизводящий в точности реальную действительность. В поэтике выделились два направления: одно. следуя «Поэтике» Аристотеля, рассматривало поэтическую речь как вызывающую эмоциональную реакцию (положительную или отрицательную) безотносительно к ее истинности или ложности (Фараби, Ибн Сина, Ибн Рушд); др. акцентировало внимание на разработке и- классификации поэтических троп и фигур. В литературоведении большое место занимали вопросы соотношения формы и содержания («слова» и «идеи») стихов, традиции и новаторства, субъективности и объективности эстетических оценок, проблемы поэтического творчества, изменения худож. вкусов и норм (Вкус эстетический). Музыкальная эстетика развивалась путем обобщения музыкальной практики в свете музыковедческих теорий античных ученых — Аристотеля, Аристоксена, Птолемея, пифагорейцев. Характерное для средневековья деление музыки на небесную и земную было принято только в трактатах «Чистых братьев» и подверглось критике Фараби и Ибн Синоу. Специфика эстетического воздействия музыки усматривалась в том, что она трoгaeт душу непосредственно, не будучи запечатлена в вещественном субстрате, и в том, что присущая ей гармония раскрывается во временной последовательности. Разрабатывались также вопросы происхождения музыки, классификации наук о ней и ее влияния на настроения, нравы и физическое состояние людей. Ограничения, наложенные в исламе на изобразительное искусство,  были одной из причин недостаточной теоретической разработанности проблем данной области худож. творчества (они рассматривались гл. обр. попутно при анализе творчества знаменитых художников и каллиграфов). Высшим критерием оценки произв. художника было его правдоподобие К достоинствам технического исполнения относили чистоту и яркое гь красок, утонченность, гармонию, легкость, изысканность, законченность и твердость рисунка. Полагали, что изящные рисунки, изображающие влюбленных, сады, цветы, подобно музыке, способны вызвать приподнятое настроение, разогнать тоску, укрепить духовные и физические силы. Высоко ценилось- иск-во каллиграфии, что нашло отражение в концепции двух одновременно созданных богом калемов — тростникового пера каллиграфа и кисти живописца. Эстетические идеи мусульманского средневековья оказали значительное влияние на эстетику европ. средневековья и Возрождения (Средневековая эстетика, Возрождения эстетика).

Просмотров: 1230
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Эстетика: Словарь/Под общ. ред. А. А. Беляева и др. — М.: Политиздат, 1989.— 447 с.




Другие новости по теме:

  • «ИБН БАДЖЖА Абу Бакр Мухаммад Ибн Йахиа»
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина
  • Абу Юсуф Якуб ибн Исхак ибн Саббах аль-Кинди
  • Абу-Наср Мухаммад Ибн Мухаммед Ибн Тархан Ибн Узлаг аль- Фараби ат-Турки
  • Абуль Валид Мухаммад ибн Ахмад ибн Рушд
  • Аверроэс (Ибн Рушд) (1126-1198)
  • Гиясаддин Абу-ль-Фатх Омар ибн Ибрахим аль-Хайям Нишапур Омар Хайям
  • ИБН АЛЬ-АРАБИ
  • ИБН РУШД
  • ИБН РУШД
  • ИБН РУШД Абу ал-Валид Мухаммад Ибн Ахмад
  • ИБН РУШД или Ибн Рошд (1126-1198)
  • ИБН РУШД или Ибн Рошд (1126-1198)
  • ИБН РУШД, ИБН РОШД
  • ИБН СИНА
  • ИБН СИНА Абу Али аль-Хусейн ибн Абдаллах,
  • ИБН СИНА Абу Али Хусейн ибн Абдаллах
  • ИБН ТУФАЙЛ (Ибн Туфейль) Абу Бакр Мухаммад Ибн Абд ал-Малик
  • ИБН ТУФЕЙЛЬ, Абу Бекр Мухаммед ибн Абд-аль-Малик, лат. Абубацер (ABUBACER)
  • ИБН ХАЗМ Абу Мухаммад Али Ибн Ахмад
  • ИБН ХАЛДУН Вали ад-Дин Абд ар-Рахман Ибн Мухаммад
  • ИБН-АЛЬ-ХАЙСАМ
  • ИБН-РУШД
  • ИБН-РУШД
  • ИБН-СИНА
  • МИСКАВАЙХ (Ибн Мискавайх) Абу Али Ахмад Ибн Мухаммад
  • ФАРАБИ (аль-Фараби) Абу Наср Мухаммед ибн Тархан
  • ФАРАБИ (аль-Фараби) Абу Наср Мухаммед ибн Тархан
  • ФАРАБИ Абу Наср Мухаммад Ибн Тархан



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь