ТИПИТАКА

(дословно — «три корзины»), палийский канон - полный свод свящ. текстов буддизма. Санскр. версия Т. сохранилась в гораздо менее полном объеме и известна гл. обр. в переводах на кит. и тиб. языки. Учение Будды передавалось на пракритах, местных диалектах упрощенного санскрита, к к-рым относится и язык пали. 5 веков учение Будды существовало в устной традиции и только в кон. 1 в. до н. э. было записано на языке пали на о-ве Ланка (Ланкадвипа, совр. Шри-Ланка). Палийский же канон в его полном объеме был создан в 5 в. п. э. Анализ палийского канона, проделанный многими учеными, позволяет реконструировать технику и этапы его формирования. Т. состоит из 3 частей: Виная-питака, Сутта-питака, Абхидхамма-питака. Виная-питака (дисциплин. правила для монахов) включает 3 раздела: Суттавибханга, Кхандхака, Паривара. Суттавибханга содержит 227 правил поведения для монахов (Патимоккха) (см. Пратимокша) и свыше 300 для монахинь. Раздел Кхандхака состоит из двух подразделов — Махавагга и Чуллавагга. В Махавагге перечисляются правила вхождения в будд. общину, последовательность ритуала упосатхи и чтения Патимоккха, правила монаш. жизни во время дождливого сезона, порядок распределения одежды среди монахов на церемонии катхина, способы наказания, в том числе за ересь. Чуллавагга содержит перечень проступков перед сангхой, ведущих к исключению из нее, а также условия восстановления в статусе монаха: правила омовения, одевания, пользования предметами обихода; перечисляются типы ересей, степени учености; излагается история 1-го собора в Раджагрихе и 2-го — в Вайшали. Раздел Паривара является катехизисом для монахов, в нем классифицируются дисциплин. правила. Сутта-питака — изречения и проповеди Будды в изложении его любимого ученика Ананды. Поэтому любая сутта начинается со слов: «Так я слышал, однажды...», затем называется место, где произносилась сутта, и нередко перечисляются присутствующие (архаты, цари, боги и т. д.). В Сутта-питаке пять разделов (никая) — Дигха (собрание пространных поучений), Мадждхима (собрание средних поучений), Самьютта (собрание связанных поучений), Ангуттара (собрание поучений, большее на один член). Кхуддака (собрание малых сочинений). Дигха-никая состоит из 34 сутт, разделенных на три раздела (вагга): Силаккхандха, Маха, Патика. В разделе Силаккхандха рассказывается, каким образом выявляются ложные рассуждения о природе бытия и самости; об истинных путях к просветлению; о бесполезности знания Вед и брахманских методов спасения; о вреде демонстрации сверхъестеств. способностей; о сущности морали, самадхи, мудрости. Раздел Маха посвящен гл. обр. медитации как способу познания; в нем же находится знаменитая сутра Махапариниббана, повествующая о смерти Будды и переходе его в состояние нирваны. В разделе Патика осуждается аскетизм; излагается история чакравартина (всемирного правителя); обсуждается вопрос о происхождении веры; дается классификация типов людей и нормы поведения для мирянина; излагается учение Будды в понимании его учеником Сарипуттой. Мадждхима-никая состоит из 152 сутт, разделенных на 15 вагг. В них Будда поучает своих учеников, монахов, мирян, знатных и незнатных, земные и небесные существа, каким образом отличать добрые дела от недостойных, как контролировать свои мысли, слова и поступки; к чему приводит гнев и ненависть; что такое дхамма (см. Дхарма), невежеств. и просветл. сознание; объясняет сущность 5 скандх, дуккхи, татхагаты, бодхисаттвы, нирваны. Несколько сутт посвящены спорам Будды с джайнами, изложению учения Будды в толковании Шарипутры, Пунны, Моггалланы и др. его учеников. Самьютта-никая состоит из 2889 сутт, соединенных в 56 групп (самьютта), к-рые разделены на 5 вагг: Сагатха, Нидана, Кхандха, Салаятана, Маха. В разделе Сагатха повествуется о трудностях, к-рые приходится преодолевать тем, кто становится на восьмеричный путь. В разделе Нидана объясняется сущность закона зависимого происхождения. Раздел Кхандха посвящен изложению сущности скандх, составляющих самость человека и способы освобождения от этих скандх, привязывающих личность к «колесу жизни». Раздел Салаятана объясняет характер функционирования шести органов (глаз, уши, язык, нос, тело, мысль), порождающих желания, и способы преодоления таких желаний, вызывающих неудовлетворенность и страдания. В разделе Маха описываются последние шаги по восьмеричному пути, ведущие к освобождению, просветлению, нирване. Ангуттара-никая включает 2308 сутт, разделенных на 11 групп (нипата), каждая нипата делится на вагги, содержащие по 10 или более сутт. Первая группа — описание единичных явлений: мысль, любовь, добро, Будда, Сарипутра, Махакассапа и др. Вторая группа содержит рассуждения о парных явлениях: два вида кармы, обученный — необученный, правильный — ложный. Третья — о тройственных характеристиках и т. д. и т. п. В 11-й группе излагаются 11 видов счастья, путей, ведущих к нирване и добру; 11 негативных характеристик пастуха и монаха. Кхуддака-никая состоит из более чем 2200 историй, поучений, афоризмов, разделенных на 15 сборников. Первый сборник — Кхуддака-патха («Собрание кратких положений») включает три раза повторяемую формулу «Я ищу убежище в Будде, я ищу убежище в дхарме, я ищу убежище в сангхе»; пять повседневных заповедей буддиста: «не убей, не воруй, не лги, не прелюбодействуй, не пей спиртного»; 10 вопросов к .послушнику; знаменитую сутту — благословение (мангала); поэму о трех драгоценностях — Будде, дхарме, сангхе; формулы передачи религ. заслуг (пунья) духам умерших родственников; поэму об истинной дружбе и др. Следующее соч.— Дхаммапада, в к-рой собраны 423 наиб. важных изречения из разл. текстов палийского канона. Согл. традиции, Дхаммапада содержит все учение и постигается в первую очередь сердцем, а не разумом. Дхаммапада — настольная книга буддистов. Удана содержит 80 важн. изречений Будды, изложенных в стихах и в прозе. Ити-вуттака включает 112 сутт, посвященных объяснению сущности гнева, страсти, гордости, похоти и других негативных состояний, к-рым противопоставляются дружелюбие, милосердие, скромность, справедливость и т. д. Сутта-нипата, содержащая 71 поучение, описывает эпизоды жизни Будды, его проповеди о преодолении эгоцентризма, жадности, ненависти, заблуждений, ведущих к созданию неблагоприятной кармы. Поучения обращены к монахам, мирянам, королям, божествам. В этих суттах отражена обществ. и религ. жизнь Др. Индии, споры по морально-нравств. вопросам между представителями разл. религ. учений. Имеются сведения неисторич. характера о рождении царевича Гаутамы, о его уходе из мирской жизни, о царе Магадхи Бимбисаре, принявшем буддизм, и т. п. Вимана-ваттху и Пета-ваттху посвящены описанию 11 уровней существования камалоки (см. Космология буддизма). Вимана-ваттху, содержащая 85 поэм, рассказывает о том, как происходит накопление религ. заслуг, улучшающих карму, что ведет к возрождению на верхних небесных уровнях. Затем описывается жизнь на небесных уровнях существования. Пета-ваттху, включающая 51 поэму, повествует о жизни на низших уровнях, где существа лишены разума и страдают до тех пор, пока не иссякнет негативное действие кармы. Затем следуют два собрания сутт: Тхера-гатха и Тхери-гатха, воспевающие подвиг монахов и монахинь, отказавшихся от мирской суеты ради достижения просветления. Тхера-гатха содержит 264 поэмы, Тхери-гатха — 73 поэмы. Назначение этих поэм — вдохновить мирян на религ. подвиг. «Джатака» — рассказы о 550 жизнях царевича Гаутамы, предшествующих его последнему рождению на земле. По существу, это собрание сказок и легенд разл. народов Азии, положит. герой к-рых отождествляется с бодхисаттвой, т. е. Гаутамой. В странах Юго-Вост. Азии три последние джатаки выделены в сборник Вессан-тара-джатака. Ниддеса — сборник комментариев на нек-рые разделы Сутта-нипаты, приписываемые ученику Будды Сарипутте. В суттах Патисамбхидамагга анализируются разл. концепции, касающиеся знания, морали, медитации и т. д. Aпaдана — стихотворные рассказы о разл. перерождениях известных монахов и монахинь. Буддхаванса — поэтич. изложение жизни 24 будд, к-рые предшествовали Будде Шакьямуни. Традиция приписывает их самому Будде. Они связаны общей фабулой жизни Будды: от его предшествующей жизни при будде Дипанкара, жизни на небе тушита до просветления под деревом бодхи. Чария-питака (последнее собрание Кхуддака-никаи) содержит 35 историй из Джатаки. Эти истории в стихах иллюстрируют 7 из 10 совершенств Будды. Абхидхамма-питака состоит из 7 трактатов, в к-рых систематизированы все положения учения, изложенного в Сутта-питаке. Первый трактат Дхаммасангани содержит классификацию элементов бытия (дхамм), определяемых как этич. факторы, присущие физич. телу, психологич. и умств. состоянию, к-рые проявляются в процессе медитации. Вибханга — объяснение природы кхандх и путей их преодоления. Катхаватту - полемич. трактат, содержащий критику 18 ранних школ буддизма и защищающий т. зр. тхеравады. Пуггала-паньнятти - анализ личностей, подверженных вожделениям, ненависти и заблуждениям, и их классификация. Дхатукатха объясняет расположение дхарм, зависимых от скандх и 6 органов чувств (аятана). Ямака устанавливает бинарные группы и анализирует соответствующие дхаммы с т. зр. возможности или невозможности атрибутирования им того или иного свойства. Паттхана содержит обсуждение закона зависимого происхождения. Палийский канон включает ок. 8 тыс. историй, легенд, проповедей, поучений, афоризмов, а с учетом комментариев на каждый текст более 15 тыс. повествований в прозе и стихах. Весь этот огромный объем информации передавался изустно в течение 500 лет, или 20—30 поколений, т. к. на заучивание всех текстов наизусть у выдающихся монахов уходит от 20 до 25 лет. Время от времени монахи, особенно относящиеся к школе тхеравада, собирались на соборы (сангити), на к-рых проверялись и восстанавливались по памяти все тексты канона и комментарии к ним. Существовала целая система перекрестных перепроверок точности сохранения каждого слова учения. В част., на соборах, состоявшихся в 1 в. до н. э. и в 5 в. н. э., в проверке текстов принимали участие монахи 6 категорий: знающие древние тексты — поранатхеры; знающие один из разделов Типитаки — бханакатхеры; запомнившие комментарии своих учителей — паббачариятхеры; знатоки комментариев к канонич. текстам — аттхакатхачариятхеры; знатоки комментариев к неканонич. текстам — ачариявадатхеры; знающие сигнальскис комментарии - парасамуддаваситхеры.

Просмотров: 867
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь




Другие новости по теме:

  •  Критерии и показатели эффективности формирования  навыков здорового образа жизни и безопасного поведения личности
  • АБХИДХАММА - ПИТАКА
  • АБХИДХАММА-ПИТАКА
  • АГНИ ЙОГА или Живая Этика, Учение Жизни
  • БУДДЫ СИМПТОМ
  • ВИНАЯ-ПИТАКА
  • ВИНАЯ-ПИТАКА
  • ДХАММА-ЧАККА-ПАВАТТАНА-СУТТА
  • ДХИАНИ БУДДЫ
  • Двухпалатное собрание
  • ЗУБ БУДДЫ
  • ИСТОРИЯ ЖИЗНИ и МЕТОД ИСТОРИИ ЖИЗНИ
  • История жизни
  • История жизни
  • МАНУШИ или Мануши Будды
  • МАХА ПАРИНИББАНА СУТТА
  • МОНАХОВ Вадим Макариевич
  • МОНАХОВ Вадим Макариевич (р. 1936)
  • О ПОЛЬЗЕ И ВРЕДЕ ИСТОРИИ ДЛЯ ЖИЗНИ
  • ОДИН БУДДА - ВСЕ БУДДЫ
  • ОТПЕЧАТОК СТОПЫ БУДДЫ
  • ПИТАКА
  • СУТТА
  • СУТТА-НИПАТА
  • СУТТА-НИПАТА, пали
  • СУТТА-ПИТАКА
  • СУТТА-ПИТАКА
  • Симптом Будды
  • Собрание сочинений
  • Тело, остов, свод, собрание, община



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь