БУДДИЗМ В ТАИЛАНДЕ

Представители разл. школ буддизма обосновались на терр. совр. Таиланда задолго до ее заселения тайскими народами. Местная будд. традиция связывает распространение буддизма с миссионерами царя Ашоки. Археологич. раскопки свидетельствуют о появлении здесь будд. общин во 2 в. н. э., когда была создана огромная ступа в Након - Патоме. С 7 в. начинается переселение тайских народов с терр. Южн. Китая. Кхмерские цари использовали таи в качестве наемников, предоставляя им земли в долинах р. Менам. В 11—12 вв. возникают крупные воен. поселения таи: Чиангсен, Саванкалок, Питсанулок, Сукхо-тай и др., ставшие впоследствии столицами тайских гос-в. Волей судьбы тайские народы оказались в центре историч. событий Индокитая, вступив в контакты с представителями разл. будд. школ махаяны, тхеравады, сарвастивады, к-рые обосновались на Суматре, Яве, Ланке, п-ове Малакка, в Паганской и Ангкорской империях, в гос-вах Пегу, Дваравати и др. В 13 в. появились первые тайские гос-ва, из них Сукхотай (13—14 вв.) становится одним из крупнейших религ. центров Юго-Вост. Азии. Культура Сукхотая представляла собой синтез многих культур:через Наган и Дваравати таи восприняли будд. концепции толка тхеравады; у монов заимствовали иконографию; у кхмеров — искусство зодчества и эпос «Рамаяна». В результате такого синтеза в Сукхотае сложилась новая школа будд. зодчества и изобразит. искусства, к-рая стала доминирующей на всей территории Таиланда. В 1350 появилось тайское гос-во Аютия (Сиам), а с сер. 15 в. в нем был установлен культ дева-раджи («бога-царя») —индо - будд. культ брахманизма, шиваизма, вишнуизма и тантризма, сложившийся в Камбодже. На практике это означало перенесение индо-будд. космологич. и космографич. представлений в сферу административных и сословных отношений, сочетание мощи и силы «бога-царя» с вечным моральным законом — дхармой. В корол. декрете 1740 подчеркивалось, что «только король — наивысший на земле, он подобен богу. Он может заставить большого человека подчиниться маленькому, и наоборот. Приказ короля подобен небесному топору. Если им ударить по деревьям или горам, последние не выстоят и будут уничтожены». В 1767 Аютия была захвачена и разрушена бирманцами, а после изгнания последних к власти пришла бангкокская династия Чакри (с 1782 до наст. вр.), при к-рой буддизм толка тхеравады стал гос. религией. Будд. монастыри стали главными ин-тами в сельских районах, в них скапливались богатства, они были чаще всего единств. местом, где крестьяне могли получить образование, мед. помощь, приют для престарелых. Поэтому корол. дом уделял много внимания вопросам управления, контроля и реорганизации сангхи в национальном масштабе. При Раме III (правил в 1824—1851) контроль за сангхой стал осуществляться с помощью экзаменов, проводившихся 1 раз в 3 года. Рама IV (правил в 1851—1868) разделил сангху на 2 секты: Маханикай и Тхаммаютникай; для поел. характерно строгое соблюдение монаш. образа жизни. К кон. 19 в. концепция «бога-царя» была заменена на концепцию просвещенного монарха — защитника и покровителя сангхи. В 1902 был обнародован декрет о создании адм. системы сангхи, тождественной гос. системе. В 1941 религ. образование было отделено от светской системы просвещения. В наст. вр. управление сангхой делится на администрацию провинции, района и тамбона. Тамбон состоит из 10— 20 деревень и включает минимум 5 монастырей. Ок. 50 тыс. деревень сведены в 5100 тамбонов. Самой мелкой адм. единицей является монастырь, к-рых в стране более 32 тыс. Ответственность за монастырь несет настоятель, назначаемый будд. комитетом района или провинции. Провинц. комитет отвечает за состояние буддизма в провинции, его пропаганду, организует обществ. работы по строительству и ремонту монаст. зданий. При каждом монастыре имеется религ. совет, в состав к-рого входят старшие монахи, представители деревенской элиты, в их числе богатые меценаты. При такой системе религ. активистами оказываются не только 400 тыс. членов сангхи, но и сотни тысяч уважаемых граждан страны. Ведущую роль в подготовке кадров играют будд. университеты Махамакут и Маха Чулалонгкор, расположенные в Бангкоке. Там же находится штаб-квартира международной орг-ции «Всемирное братство буддистов» (ВББ). В стране функционируют 2 крупные орг-ции: Ассоциация буддистов Таиланда и Ассоциация молодых буддистов, в к-рые входят будд. организации гос., обществ, и частн. предприятий и учреждений, учебных заведений, воинских подразделений. Эти ассоциации и их многочисленные филиалы занимаются пропагандой буддизма через ТВ, радио, печать, организуют семинары, фестивали, праздники,конкурсы и т. д. В кон. 70-х гг. появились новые будд. об-ва в ун-тах и вузах, ставящие целью обновление буддизма. Новое идеологич. направление буддизма имеет историч. перспективу и, вероятнее всего, станет политическим . В.И. Корнев

Просмотров: 746
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь




Другие новости по теме:

  • «ВОПРОСЫ ЦАРЯ МИЛИНДЫ»
  • «ВСЕМИРНОЕ БРАТСТВО БУДДИСТОВ» (ВББ)
  • «СВЯЩЕННЫЕ КНИГИ БУДДИСТОВ»
  • АТРИБУТЫ БОГА
  • БУДДИЗМ В КАМБОДЖЕ
  • БУДДИЗМ В СРЕДНЕЙ АЗИИ
  • БУДДИЗМ В ШРИ-ЛАНКЕ
  • БУДДИЗМ НА ТЕРРИТОРИИ ГИМАЛАЕВ
  • ВСЕМИРНОЕ БРАТСТВО БУДДИСТОВ (ВББ)
  • ВЫПУСК СПЕЦИАЛИСТОВ ИЗ ВЫСШИХ И СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ в расчете на 10 тысяч населения
  • Выпуск специалистов из высших и средних специальных учебных заведений в расчете на 10 тысяч населения
  • ЗАДАЧИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРАВА ГРАЖДАН НА ОБРАЗОВАНИЕ
  • ИДЕЯ БОГА
  • ИСТОРИЯ БУДДИЗМА
  • Индо-афганский тип индо-средиземноморской расы, или индо-иранская раса
  • КАЧЕСТВА БОГА
  • КОСМОЛОГИЯ БУДДИЗМА
  • МИЛИНДАПАНЬХА (Вопросы царя Милинды)
  • МНЕМОТЕХНИКА БУДДИЗМА
  • Мифология китайского буддизма
  • ПЛЕМЕННОГО БОГА КУЛЬТ
  • ПОНЯТИЕ БОГА
  • ПРИСУТСТВИЕ (БОГА)
  • ПРОСТОТА (БОГА)
  • ПЯТЬ БУДД
  • СМЕННОСТЬ РАБОТЫ ШКОЛ
  • СТАТУС И МЕСТО СТАНДАРТА В СИСТЕМЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ ДОКУМЕНТОВ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
  • Сменность работы школ
  • ЦЕНТРАЛЬНОЕ ДУХОВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ БУДДИСТОВ СССР (ЦДУБ)
  • ШКОЛЫ РАННЕГО БУДДИЗМА



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь