БУДДИЗМ В ШРИ-ЛАНКЕ

Сведения о распространении буддизма на о-ве основываются на местных мифах, легендах и историч. хрониках. Согласно им, Будда посетил о-в, на к-ром правили демоны, нага (змеи) и ракшасы (злые духи). Сверхъестеств. способности Будды помогли ему одержать победу и обратить жителей о-ва в свою веру. В нек-рых мифах жизнь и деяния Будды в Индии спроецированы на ланкийское об-во, т. е. Ланка считается родиной царевича Гаутамы. В Дипавансе («Островная хроника», 4 в.) и Махавансе («Великая хроника», 5 в.) утверждается, что буддизм введен во времена царя Ашоки, когда на о-в прибыли его сын Махинда и дочь Сангхамитта, привезшие с собой останки Будды и отросток дерева Бодхи, под к-рым Гаутама достиг просветления. В честь этих священных реликвий в Анурадхапуре были воздвигнуты Махавихара, Четия-паббата-ви-хара, Тупарама и еще несколько жен. и муж. монастырей. Во 2 в. до н. э. северная часть о-ва была захвачена тамилами, к-рые оставались на о-ве 44 года и были разгромлены царем Дуттагамани Абхая (правил в 101 -77 до н. э.). При нем позиции буддизма еще более укрепились, но в 1 в. до н. э. вновь произошло нашествие тамилов, и после их изгнания царь Ваттагамани (правил в 29-17 до н. э.) решил созвать четвертое сангити в монастыре Махавихара, чтобы решить вопрос о сохранении будд.традиций. 500 наиб.ученых монахов собрались в пещере монастыря Алувихара близ Матале, где на пальмовых листьях записали на пали тексты Винаи, Сутры и Абхидхармы и на сингальском языке комментарии к ним. В то же время царь Ваттагамани создал монастырь Абхая-гиривихара. В 3 в н. э. монахи Абхаягиривихары стали исповедовать буддизм махаянистского толка и повели борьбу с тхеравадинами монастыря Махавихары. В 4 в. царь Махасена (правил в 334--362) по совету махаяниста Сангхамитты разрушил все здания Махавихары. Он же построил монастырь Джетавана в Полоннаруве и подарил его махаянистским монахам. Во времена царствования Сиримегхаванны (сына Махасены) из Индии был привезен зуб Будды. Считалось, что обладание этим зубом дарует правителю сверхъестеств. возможности видеть низкое и благородное, уродливое и прекрасное, проникать взором в грубые и нежные уровни существования, предвидеть последствия как своих мыслей и действий, так и других существ Вселенной. Поэтому в честь этого события царь приказал восстановить Махавихару, отлить золотую статую Махинды и учредить фестиваль Махинды, символизирующий борьбу за чистоту буддизма. Соперничество между монастырями Махавихара, Абхаягири-вихара и Джетавана продолжалось до нашествия тамилов в 5 в., после изгнания тамилов сингальские цари стали поддерживать Махавихару как оплот национального духа и истинного буддизма. Историч. событием считается прибытие на о-в Буддхагхоши (кон. 5 в.) и завершение с его помощью работы над композицией палийского канона (см. Типитака). Примерно тогда же были начаты две сингальские хроники на пали: Дипаванса и Махаванса. Последняя сыграла важную роль в политич. жизни о-ва, т. к. в ней не только фиксировались династии и историч. события, но и давались оценки деяниям царей, иногда нелестные (после 6 в. продолжением Махавансы стала Чулаванса). Поскольку эти хроники считались священными у сингалов, то в соотв. с будд. представлениями их переписывание приносило массу религ. заслуг, и, несмотря на попытки нек-рых правителей уничтожить эти хроники, монахи ревностно хранили рукописи и тем самым сохраняли преемственность традиций в условиях регулярных тамильских нашествий и феод. войн на о-ве. С XV в. начинается европ. колонизация о-ва. Сначала это были португальцы (1505— 1658), при к-рых буддистов жестоко преследовали и давалось множество привилегий тем, кто становился католиком. В результате такой политики в Коломбо, Галле, Негамбо и др. прибрежных городах возникли катол. общины, церкви, колледжи, появилась прослойка т. н. португ. бюргеров со своими праздниками и фестивалями. Голландская колонизация (1658-1796) оставила после себя помимо плантационных хозяйств протестантские колледжи, а также поселения т. н. голландских бюргеров. Религ. фанатики среди португальцев и голландцев уничтожали будд. святыни и преследовали членов сангхи. Англ. колонизация (1796 - 1948), наиб. гуманная по форме, нанесла самый чувствительный удар по буддизму в результате ликвидации кандийской монархии (1815), отделения буддизма от гос-ва, введения денежной формы земельного налога и проведения аграрной реформы. Последние два мероприятия подорвали кастовую структуру и разрушили мн. традиции сингальского об-ва. Это привело к идеализации «старого доброго времени» и готовности защищать свою религию, т. е. была подготовлена почва для идеологизации буддизма и политизации сангхи. В 1860 начали выходить 2 газеты, призывающие к защите буддизма. В 1865—1873 прошли острые диспуты между христ. и будд. проповедниками, в к-рых победа чаще всего была на стороне последних. В 1898 была создана Ассоциация буддийской молодежи, в 1918 — Цейлонский буддийский конгресс, в 1937— Великий совет сингалов, в 1946 — Объединенный совет биккх, в 1955 опубликован доклад «Предательство буддизма», описывающий бедств. положение буддизма по сравнению с христ-вом, в 1956 создан Объединенный фронт биккх, принявший активное участие в политич. борьбе за власть В наст. вр. буддизм исповедуют сиигалы (60% населения). В стране более 6 тыс. монастырей и храмов, около 20 тыс. членов сангхи. Имеются три секты: Сиам-никая (осн. в 1753), Амарапура-никая (осн. в 1803). Раманния-никая (осн. в 1863). Наиб. массовой и богатой является Сиам-никая (14 тыс.), к-рая опирается на крестьян-землевладельцев. Амарапура-никая (4 тыс) влиятельна среди город. слоев. Раманния-никая (2 тыс.) является аскетич. сектой, борющейся за чистоту буддизма и будд. образ жизни.  Имея значит. опыт полигич. борьбы, ланкийские монахи постоянно укрепляют свои социально-экономич. позиции, добиваясь от каждого пр-ва определенных уступок в пользу сангхи. Повышение социальной и политич. роли сангхи ведет к обострению религ.-этнич. противоречий на о-ве; к падению престижа будд. монахов; к размежеванию .между радикально настроенными монахами и консерват. частью сангхи, не желающей терять своего религ. авторитета и доходов. В. И. Корнев

Просмотров: 896
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь




Другие новости по теме:

  • Будда и буддизм.
  • БУДДИЗМ В ИНДИИ
  • БУДДЫ СИМПТОМ
  • ДХИАНИ БУДДЫ
  • Жизнь после жизни
  • ЗУБ БУДДЫ
  • ИСТОРИЯ БУДДИЗМА
  • КОСМОЛОГИЯ БУДДИЗМА
  • М. Хайдеггер:Проблема метафизики (после Бытия и времени)
  • Мифология китайского буддизма
  • МНЕМОТЕХНИКА БУДДИЗМА
  • Морской царь
  • Нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • ОДИН БУДДА - ВСЕ БУДДЫ
  • ОТПЕЧАТОК СТОПЫ БУДДЫ
  • ПОСЛЕ ЭТОГО ЗНАЧИТ ПО ПРИЧИНЕ ЭТОГО
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА
  • ПЯТЬ БУДД
  • РОДЖЕР БЭКОН (ROGER BACON) (около 1214-после 1294)
  • РОДЖЕР БЭКОН (около 1214 - после 1294)
  • Симптом Будды
  • ТЕРТУЛЛИАН Квинт Септимий Флоренс (около 160 - после 220)
  • Техника «это еще не все»
  • Хазарыкочевой тюрко-язычный народ, появившийся в Восточной Европе после гуннского нашествия (4 в.). В 60-х гг. 6 в. были покорены Тюркским каганатом. С середины 7 в, создали Хазарский каганат. После его падения растворились в среде тюркских кочевых н
  • Царь
  • ЦАРЬ МИРА
  • Царь Огненный щит
  • Царь-Горох
  • ШКОЛЫ РАННЕГО БУДДИЗМА



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь