ЭТНОМЕТОДОЛОГИЯ

- теоретич. и ме-тодологич. направление в амер. социологии, превращающее методы этнографии и соц. антропологии в общую методологию всех соц. наук. Основателем Э. является Г. Гарфинкель. Будучи весьма экзотичной по своей терминологии, по способу определения предмета и методов исследования, резко противопоставляемых предмету и методам всей прежней социологии, Э. имеет свои идейные истоки, прежде всего экзистенциализм, феноменологич. социологию, культурную и соц. антропологию. Э. распалась на ряд течений: анализ разговорной речи (Г. Сакс, Дж. Джефферсон), этнометодологическую герменевтику (А. Блюм, П. Мак-Хью), анализ обыденной повседневной жизни (Д. Циммерман, М. Поллнер), этнография, исследование науки и достижения консенсуса в диалогах ученых (К. Д. Кнорр-Це-тин, Б. Латур, С. Вулгар и др.). Э. пытается превратить методы исследования  антропологами примитивных культур и общин в процедуры изучения соц. и культурных явлений. Тем самым Э. универсализирует методы этнографии и способы организации повседневной жизнедеятельности людей в примитивных культурах, пытается увидеть в них основание социологич. анализа современной соц. жизни. Предмет Э. - процедуры интерпретации, скрытые, неосознаваемые, нерефлексивные механизмы соц. коммуникации между людьми. Причем все формы соц. коммуникации сводятся Э. к речевой коммуникации, к повседневной речи. Подчеркивая уникальность каждой ситуации повседневного общения, Э. отводит большое место механизмам рефлексии в работе познавательного аппарата: рефлексия по сути дела формирует когнитивные структуры различн. уровня - и повседневные представления о соц. реальности, и социологич. теории, вырастающие на почве обыденных представлений. Э. основывается на определенных теоретич. допущениях, к-рые по-разному были встречены в амер. и европейской социологии. Среди этих допущений следует отметить, во-первых, отождествление соц. взаимодействия с речевой коммуникацией, во-вторых, отождествление исследования с истолкованием и интерпретацией действий и речи другого - собеседника; в-третьих, выделение двух слоев в интерпретации - понимания и разговора; в-четвертых, отождествление структурной организации разговора с синтаксисом повседневной речи. Э. не приемлет принципиального разрыва между субъектом и объектом описания, полагая, что подобное противопоставление характерно для позитивистской модели научн. исследования. Согласно Э., необходимо построить социологич. исследование на взаимосопряженности исследователя и исследуемого. Поэтому Э. принимает методы организации речи и жизнедеятельности, характерные для примитивных культур, не только в качестве объекта, но и средства описания. Подчеркивая, что этнометодолог и социолог (поскольку Э. стремится стать общей методологией социологии) не могут занять позицию отстраненного, дистанцированного наблюдателя, что он всегда включен в контекст повседневного общения и разговора, представители Э. обращают внимание на то, что коммуникация между людьми содержит более существенную информацию, чем та, к-рая выражена вербально, что существует неявное, фоновое знание, подразумеваемые смыслы, молчаливо принимаемые участниками взаимодействия и объединяющие их. Э. понимает язык повседневного общения весьма широко, включая в него не только вербальный язык, но и язык жестов, выразительных движений, ритуал и даже молчание. Так истолкованный язык повседневного общения оказывается фундаментальной сокровищницей соц. смыслов и значений и задает горизонт осмысления мира, в т. ч. и научн. постижения реальности. Л.Г. Ионин.

Просмотров: 617
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998




Другие новости по теме:

  • Единство мышления и речи, общения и познания
  • ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • Качественные методы исследования
  • Качественные методы исследования
  • МЕТОДЫ ДОСТИЖЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ
  • МЕТОДЫ ИГРОВЫЕ (ИГРОТЕХНИКА) В СОЦИОЛОГИИ
  • МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ
  • МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
  • МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ в педагогике
  • МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
  • Методы исследования
  • Методы исследования речи психолингвистические
  • Методы педагогического исследования
  • НОРМАТИВНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • РЕФЛЕКСИЯ (В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ С ЛЮДЬМИ)
  • СОЦИОЛОГИЯ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ
  • ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • ЭСТЕТИЗАЦИЯ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ
  • ЯЗЫК МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ
  • Язык (средство речи)
  • Язык (средство речи)
  • Язык межнационального общения
  • Язык межнационального общения
  • методы исследования личности



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь