ЭКОНОМИКА

(от греч. oikonomike - букв. искусство ведения домашнего хозяйства) - наук об использовании конкретными людьми и об-вом в целом ограниченных производительных ресурсов (земля, труд, машины производственного назначения, технич. знания) для производства различн. товаров и услуг и распределения их в целях потребления между отдельными людьми с группами об-ва в настоящем и будущем. Другими словами, Э. изучает, каким образом об-во с дефицитными ресурсами решает, что, как и для кого производить. Крупнейший англ. экономист XIX в. А. Маршалл определяет Э. как "учение о нормальной жизнедеятельности человечества", подчеркивая тем самым значимость проблемы выбора в Э., т. е. принятия решений об использовании ограниченных ресурсов для удовлетворения неограниченных человеческих потребностей и желаний. Если Э. констатирует развитие определенных явлений и тенденций, ищет им объективные или научные объяснения, изучает то, что есть или может быть, то мы имеем дело с позитивным или дискриптивным направлением в Э. Если во главу угла ставится вопрос о том, что должно быть, как должна работать Э., чтобы быть эффективной, то мы имеем дело с нормативной Э., основанной на субъективных личных оценочных суждениях. Э. - сложная многоуровневая система, где все уровни взаимосвязаны и взаимозависимы. Тем не менее, принципы функционирования фирмы, отрасли, семейного хозяйства не могут не отличаться от законов развития Э. в целом. Поэтому Э. изучает проблемы эффективного использования ограниченных ресурсов на микро- и макроуровнях, т. е. разделяется на микроэкономику и макроэкономику. Несмотря на различия в акцентах, микро- и макроэкономика не являются различн. дисциплинами. Одни и те же концепции и основные идеи используются в обеих областях, и понимание одной невозможно без познания другой. Если экономическое развитие  осуществляется на неизменной технологической основе, без применения соц. инноваций, вступает в действие закон убывающий производительности факторов производства. Относительное, а затем абсолютное сокращение производственных возможностей об-ва стимулирует развитие техники и технологии. Этот процесс может осуществляться эволюционным и революционным путем. Последний в отличие от первого ведет к принципиальному изменению технологич. основы Э. Развитие технологии в любой форме нейтрализует Действие закона убывающей производительности факторов производства.

Проблема экономич. организации в каждом обществе решается специфическими методами. В традиционных об-вах такое решение достигает-на основе опыта, традиций, обычаев; в ко-омике на первый план выдвигает-шанное планирование; в рыночном хозяйстве экономич. выбор предопределяет рынок. В смешанной экономике главная роль отводится рынку, к-рый подвергается влиянию и централизованных решений, и опыта, и традиций конкретной страны. Необходимо отметить, что классифицировать современные экономич. системы по такой теоретич. схеме невозможно. Все реальные Э. сегодня являются смешанными, хотя одни тяготеют более к командным системам, в то время как другие опираются в основном на рыночные. Относительная значимость гос-ва и рынка существенно изменяется по странам. В современных промышленно развитых странах гос-во играет в экономич. жизни огромную роль, но при этом важное место отводится и рыночным силам. Так в Скандинавских странах и во Франции правительства разрабатывают экономич. планы. Во Франции они разрабатываются на 4 года и называются индикативными, т. к. указывают частному сектору вероятное или желательное направление развития Э. на предстоящее четырехлетие. Германская Э. считается основанной на свободном рынке, однако масштабы вмешательства правительства в функционирование Э. довольно значительны: более 40% ВНП изымается гос-вом в виде разного рода налогов. В японском экономическом чуде огромная роль принадлежит правительству, уделяющему первостепенную роль развитию системы образования, формирующей хорошие трудовые навыки и обеспечивающей высокий уровень базового образования. Смысл приведенных примеров заключается в том, что все страны стоят перед лицом одних и тех же проблем: "что", "как" и "для кого" производить, однако решают они их различн. способами. Сравнение темпов экономического роста свидетельствует о том, что темпы роста централизованно планируемых Э. не обязательно выше, чем Э., использующих рынок в процессе распределения ресурсов. Точно также и использование рынка не гарантирует быстрого экономич. роста. Как показывает практика, например, в Советском Союзе, централизованно планируемые экономики достигают своего быстрого роста за счет наращивания инвестиций в тяжелую промышленность ценой снижения потребления. Этим Э. так и не удалось обеспечить трудящимся более высокий уровень потребления, к-рый должен был бы явиться следствием экономич. роста. Относительная значимость гос-ва и рынка в каждой конкретной стране также меняется на протяжении определенного историч. периода. Так современная Э. Германии, Франции, Соединенных Штатов отличается от той чисто капиталистической экономики, к-рую анализировал К. Маркс. Гос-во берет на себя все возрастающую ответственность за экономич. стабильность и играет более значимую роль в экономич. жизни, чем это было, например, до Великой депрессии. Являясь рез-том современного прогресса, смешанные Э. крупных промышленно развитых стран наглядно демонстрируют ошибочность предсказаний К. Маркса о возрастающей нищете рабочего класса. Тезис о том, что экономики современных стран существенно отличаются от тех, к-рые анализировали классики марксизма, означает признание неудержимости историч. процесса. Сегодня все гос-ва, в т. ч. и страны с "переходной Э.", к числу к-рых относятся бывшие социалистич. страны, вынуждены участвовать в едином общецивилизационном процессе, направленном на поиск оптимального, устойчивого экономич. и соц. развития, способного подчиниться гу-манистич., соц. и экологич. императивам третьего тысячелетия. Лит.: Маркс К. Капитал. Т. 1, 2; Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 23-24; Самуэльсон П. Экономика. М., 1964; Фишер С, Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М., 1993; Маршалл А. Принципы экономической науки. Т. I-III, М., 1993; Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М., 1994; Радаев В.В., Бузгалин А.В. Экономика переходного периода. М., 1995; Халипов В.Ф., Лисиненко И.В. Социология предпринимательства. М., 1996; McConnel С, S. Brue Economics: Principles, Problems and Policies. New York, 1990. И.Б. Орлова.

Просмотров: 874
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998




Другие новости по теме:

  • (Грамматически о гласном): обоюдный, т.е. тот, который может быть и долгим и кратким
  • “РОЛЬ ТРУДА В ПРОЦЕССЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ ОБЕЗЬЯНЫ В ЧЕЛОВЕКА”
  • Вторичное использование городских ресурсов (URBAN RECYCLING)
  • ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА И ЭКОНОМИКИ
  • ЖЕНЩИНА, РОЖАВШАЯ ШЕСТЬ И БОЛЕЕ РАЗ
  • Использование людских ресурсов
  • Классификация системы наук Ф. Бэкона и роль философии
  • МЕНЕЕ РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ (МРС)
  • НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ
  • НЕФОРМАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА или ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА
  • Основные идеи философии Т. Гоббса. Роль, функции и специфика философии
  • Планирование трудовых ресурсов
  • РОЛЬ БОЛЬНОГО или РОЛЬ ПАЦИЕНТА
  • Развитие на протяжении жизни
  • Распределенное изучение возможностей применения средств ИКТ в процессе освоения конкретной предметной области
  • Реципрокный паттерн взаимодействия, при котором событие может одновременно быть следствием предшествующего и причиной последующего события.
  • Роль больного или роль пациента
  • Роль социальной политики в развитии экономики и общества в целом
  • СТАДИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА ТЕОРИЯ
  • Социальный механизм развития экономики
  • Среднегодовые темпы роста (прироста) (AVERAGE ANNUAL RATES OF INCREASE)
  • ТЕОРИИ СТАДИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА
  • Телевидение: роль в современном российском обществе
  • Темпы роста населения
  • Факторы роста производительности труда
  • ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ
  • ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ
  • ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА ТЕОРИЯ
  • Экономика развивающихся стран
  • Экономика сельского хозяйства



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь