|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998
ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОЕ- особая форма многогранного процесса развития человека: сознательное и систематич. культивирование в нем общечеловеческих нравственных качеств; организуемое и направляемое освоение моральных ценностей и этич. знаний; формирование способности жить согласно нормам и принципам морали с целью воплощения их в прак-тич. деятельности. В.н. осуществляется в семье, школе, трудовых и обществ. коллективах, а также средствами печати, радио, телевидения, искусства, религии и т. д. В.н. может быть противоречивым. Противоречия В.н. разнообразны. К ним относится прежде всего превращение идеальной просветительской деятельности в единственный источник и причину нравственного развития людей, что приводит к отрыву теоретич. воспитания от воспитания практикой. Процесс целенаправленного В.н. основан на четком разделении субъекта (воспитатели) и объекта (воспитуемые). Он построен так, что одни воспитывают других (родители - детей, учителя - учеников, руководители - подчиненных). Но этот процесс также требует самостоятельных усилий, активности воспитуемых, т. е. самовоспитания. Самовоспитание является моментом воспитания, производно от него. Если идея самовоспитания слабо представлена в В.н., то это показатель существенных недостатков нравственно-воспитательной деятельности. Широкое распространение получают назидательные, порицательные и поощрительные методы В.н., а сам воспитуемый превращается в пассивного потребителя нравственной информации. Но знание нравственных норм далеко не тождественно самим этим нормам, реализуемым в реальном поведении. На практике подобные воспитательные усилия нередко предстают как безрадостная и безуспешная борьба одних людей с другими или человека с самим собой, оборачиваются рез-тами, противоположными целям В.н. Основным противоречием В.н. является рассогласование (разрыв) между двумя сторонами единого процесса формирования человека: обществ. практикой, проблемами ее совершенствования и специальной, целенаправленной воспитательной деятельностью. Подобная ситуация связана с тем, что усилия воспитателей направлены в основном на "приспособление" (адаптацию) воспитанников к наличным условиям обществ. жизни, сведению их личных интересов к обществ., к обеспечению дисциплины и порядка (от семейного, учебного, до производственного коллектива), к формированию "удобного", послушного человека. Но у нравственного человека требования дисциплины, порядка, ответственности органично сочетаются с активностью, направленной на совершенствование окружающей жизни, сферы своего труда, быта, общения. И если адаптивный характер В.н. оказывается чрезмерным, то это чревато многообразными опасностями, как для самого человека, так и для об-ва. Прежде всего происходит духовное подавление человека, основной принцип его развития - нравственное самосовершенствование - не имеет для него практич. ценности и значения. Нравственное самосовершенствование - более высокая ступень формирования человека, чем воспитание и самовоспитание. Оно надстраивается над воспитанием и преодолевает его ограниченность, ибо человек здесь создает самого себя посредством собственных усилий и деятельности. Но если этого не происходит, то возникают особые предпосылки для возникновения аморальных форм поведения. В.н. вплетено во все виды человеческой деятельности. Именно деятельность, в к-рую включен человек, является основной формой его В.н. В.н. - это прежде всего практич. процесс, к-рый имеет не просветительскую, а практически про образовательную направленность. В.н. - это всегда процесс взаимодействия, сотворчества людей в ходе к-рого происходит избирательное освоение социокультурного опыта, формирование oпределенных нравственных качеств. В.н. - это постоянная, напряженная работа по гуманистич преобразованию реальной жизни. Лит.: Харчев А.Г., Алексеева В.Г. Образ жизни мораль, воспитание. М., 1977; Гусейнов А.А. Морали/Общественное сознание и его формы. М., 1986; Нравственное самосовершенствование личности. М., 1989. М.А. Макаревич
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998 Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|