- понятие социологии науки для характеристики различн. рода коммуникативных единиц, формируемых научн. работниками при проведении исследований или при выполнении др. видов научн. труда, введено британским ученым М. Полани (Поланьи) в середине 50х гг. XX в. Обычно под С.а. понимается совокупность индивидов или коллек тивов, связанных обменом деятельностью по производству, накоплению или использованию знания и поддерживающих устойчивые межличностные и межгрупповые отношения. Последнее обеспечивается использованием единого набора когнитивных средств (понятийного аппарата инструментов, процедур наблюдения и вывода) и каналов получения или передачи информации (изданий и форумов), достаточно развитыми формами оценки научн. труда, а также действием неформальных или формальных механизмов социализации. В каждом научн. сооб-ве наблюдаются: консенсус относительно целей научн. труда или критериев, к-рым должны удовлетворять его рез-ты; стратификация (обычно разграничивают так называемую "научн. элиту", т. е. высокопродуктивных индивидов или коллективы, составляющие устойчивое ядро С.н., и "массу" низкопродуктивных, составляющих его непрерывно обновляющуюся периферию); партикуляризм, т. е. специфич. предпочтения относительно партнеров по обмену деятельностью; наконец, обусловленная ими соц. дифференциация по половозрастным, этнич. и др. биография, признакам. В аналитич. плане многообразие территориальных, историч. и др. локальных научн. сооб-в может быть сведено к двум основным типам: дисциплина научная (см.) - относительно автономное сооб-во, в к-ром действуют институционализированные соц. нормы обмена деятельностью, и область исследований (research area в англоязычной литературе), т. е. субдисциплинарные сооб-ва, представителей к-рых объединяют текущие научн. интересы. Указанные типы научн. сооб-в заметно различаются по интегративным механизмам и функциям, а также значениям параметров в их динамике. Последнее - один из акторов, препятствующих сотрудничеству международному научному (см.), проведению междисциплинарных исследований или поддержанию иного рода профессиональных отноше-ний между представителями разных научн. сооб-в В 70-е гг. обращение социологии науки к понятию научн. сооб-ва послужило предпосылкой ее существенного методология, переоснащения, разработки эффективных средств полученияи анализа эмпирич. данных, а также нек-рых перспективных (хотя и не бесспорных) объяснительных концепций. Лит.: Кун Т. Структура научных революций. М., 1975; Коммуникация в современной науке. М., 1976. А.А. Игнатьев.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.