ОРИЕНТАЦИЯ ЦЕННОСТНАЯ

- осознание человеком, обществ. группой всей совокупности желаемых материальных и духовных благ, образа жизни, необходимых нравственных норм и выбор из них наиболее предпочитаемых. В О.ц. опосредствованно отражаются интересы индивидов и групп, к-рые в конечном счете определяются системой соц.-экономич. отношений данного об-ва. О.ц. - относительно самостоятельный феномен группового и индивидуального сознания, один из важнейших мотивов формирования и реализации планов жизненных (см.) людей, выбора профессии (см.), тесно связанный с ориентацией социальной (см.). Науч. анализ О.ц. основывается на изучении всей системы ценностного отношения индивида или группы к различн. видам жизнедеятельности - к труду (его характеру, содержанию; его условиям, включая заработок, степень комфортности производственной среды, морально-психологич. климат в коллективе, возможности профессионального роста, соц. продвижения, самореализации физич. и интеллектуального потенциала личности; а также к его обществ. значимости), к образованию (его значению для об-ва и личности, средству самосовершенствования, сфере общения, условию получения желаемой профессии, способу самоутверждения личности, достижения желаемого соц. положения и др.), к семье (ее роли в жизни человека и об-ва как союза любящих супругов соц-экономич. ячейки общества, ее значения для воспитания детей и т.д.), к быту, обществ.-политич. деятельности О.ц. может исследоваться также на основе ранжирования индивидами или группами ценностей (см.). О.ц. широко исследуются в мировой социологии с использованием специально разработанных систем показателей, их факторного анализа, дающего возможность выявить типологич. группы людей, объединяемых общими существенными чертами О.ц. Однако надо иметь в виду, что О.ц. не может рассматриваться в качестве единственного и решающего группообразующего фактора, как это предлагается в нек-рых социологич. теориях. Изучение О.ц. в рамках социологии тесно связано с соц.-филос. теорией ценностей (аксиологией), но в отличие от последней позволяет обеспечить единство теоретических и эмпирических науч. знаний об О.ц. и ее роли в сознании и поведении людей. Одно из важных направлений социологич. анализа О.ц. - изучение ее динамики в зависимости от изменяющихся соц.-историч. условий, становления и развития соц. качеств личности, накопления ею знаний и практич. жизненного опыта. О.ц. целенаправленно формируются в системе образования и воспитания, и процесс этот изучается в рамках социологии образования (см.), социологии воспитания (см.), а также социологии личности (СМ.). Ф.Р. Филиппов

Просмотров: 1023
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998




Другие новости по теме:

  • (Из психоанализа) Рациональная часть личности, защищающая интересы личности в целом и выступающая посредником между инстинктивными потребностями (Оно) и социальными запретами (Сверх-Я).
  • F60 — F62 Специфические, смешанные и другие личностные расстройства, а также продолжительные изменения личности
  •  Критерии и показатели эффективности формирования  навыков здорового образа жизни и безопасного поведения личности
  • «К ВОПРОСУ О РОЛИ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ»
  • АНАЛИЗ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ В СОЦИОЛОГИИ
  • АНТИПОЗИТИВИЗМ В СОЦИОЛОГИИ
  • Деятельный подход в изучении личности
  • Диагностика стратегий самоутверждения личности
  • ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ В СОЦИОЛОГИИ
  • Единство сознания, личности и деятельности
  • Единство сознания, личности и деятельности
  • ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ КЛИЕНТА
  • ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ОБЛАСТИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • Качество жизни пожилых людей
  • Коллективный характер воспитания и обучения в сочетании с развитием индивидуальных особенностей личности каждого ребенка
  • Личности область (область формирования и развития личности)
  • НЕОПОЗИТИВИЗМ В СОЦИОЛОГИИ
  • ОРИЕНТАЦИЯ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ В СОЦИОЛОГИИ
  • Опросник волевых качеств личности (ВКЛ). М. В. Чумаков
  • ПРОГНОЗИРОВАНИЕ В СОЦИОЛОГИИ
  • Показатели развития профессиональных знаний и умений, необходимых педагогам для медиаобразовательной деятельности
  • РЕГРЕССИВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ЛИЧНОСТИ И В ПОВЕДЕНИИ ЧЕЛОВЕКА
  • СОЦИАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ УСЛОВИЙ ЖИЗНИ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ И ПОМОЩЬ ИМ
  • СТИЛЬ ЖИЗНИ ЛИЧНОСТИ
  • Страхи людей на разных этапах жизни
  • Субъект – субъектный метод взаимодействия педагога и учащегося в процессе воспитания здорового образа жизни
  • Тест определения жизненных ценностей личности
  • Толерантность в социологии
  • Функция в социологии
  • ценностная ориентация личности



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь