|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998
ОБРАЗОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ- 1. Подготовленность человека к определенному виду деятельности, профессии (см.), засвидетельствованная документом (аттестатом, дипломом) об окончании соответствующего учебного заведения. 2. Система профессиональных учебных заведений. В современных условиях О.п. - один из необходимых этапов формирования личности, предпосылка ее включения в систему обществ. и производственно-технич. разделения труда. Всеобщая доступность О.п., гибкость его структуры обеспечивает соц. гарантированность самореализации личности, возможность развития индивидуальных способностей, таланта. О.п. - одно из звеньев единой системы непрерывного образования. В России система учебных заведений О.п. включает в себя профессионально-технич., средние специальные и высшие учебные заведения различн. типов, а также многообразные формы переподготовки и повышения квалификации работников, индивидуальное, бригадное обучение и др. Реформа образования в стране ориентирована на отказ от всеобщей унификации видов и форм О.п., на максимальный учет потребностей республик, регионов в профессионально подготовленных кадрах, учет особенностей отраслей народного хоз-ва, конкретных профессий. Так, в профессионально-технич. образовании создаются учебные заведения для подготовки молодых рабочих к сравнительно простым видам труда с более коротким сроком обучения к труду средней и высокой сложности, требующему более продолжительной подготовки, и к труду наивысшей сложности (технические лицеи); вводятся различн. программы и сроки обучения для лиц с неполным и с полным средним образованием, профессиональная подготовка может сочетаться с общеобразовательной в объеме программ средней школы. Складывается также более гибкая система высших учебных заведений (ун-ты, технич. ун-ты, ин-ты и др.). Различн. варианты профессиональной подготовки вводятся в средних специальных учебных заведениях. Обществ. функции системы О.п., ее взаимодействие с соц. процессами исследуются в рамках социологии образования (см.). Особое внимание при этом уделяется соц. составу учащихся и студентов, их образу жизни, ориентация:,: личным планам, обществ. мнению населения-учащихся о системе О.п. Проводятся сравнительные междунар. исследования, позволяющие раскрыть взаимосвязь общего и частного в структуре, функциях, соц. значении системы О.п. на современном этапе развития мировой цивилизации. Лит.: Матулёнис А.А. Включение молодежи в социальную структуру. Вильнюс, 1983; Трудящаяся молодеж образование, профессия, мобильность. М., 1984; Чередниченко Г.А., Шубкин В.Н. Молодежь вступает в жизнь. М., 1985; Иванов А.И. Будущие рабочие. Рига, 1986; Руткевич М.Н., Рубина Л.Я. Общественные потребности, система образования, молодежь. М., 1988. Ф.Р. Филиппов.
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998 Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|