СРЕДНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ

средние специальные учебные заведения, осуществляют ср. проф. образование, подготавливая специалистов ср. звена для предприятий, организаций и учреждений разл. отраслей экономики, культуры, образования, здравоохранения и др. Представляют обучающимся общеобразоват. и проф. программы на базе основного общего, полного среднего общего и нач. проф. образования.

В Рос. Федерации ср. проф. образование осуществляется в колледжах, техникумах (политехникумах), уч-щах, ср. спец. уч. заведениях-предприятиях (учреждениях). Техникумы (политехникумы) - самостоят. уч. заведения. Они готовят специалистов в основном для пром-сти, с. х-ва, транспорта и связи. Уч-ща готовят специалистов гл. обр. для отраслей т. н. непроизводств, сферы и подразделяются на пед., мед., иск-ва и нек-рые другие. Иногда назв. уч-ща традиционно носят уч. заведения авиации, мор. и речного флота.

Ср. спец. уч. заведение-предприятие - самостоят. уч.-производств, комплекс, реализующий проф. образоват. программы ср. проф. образования и осуществляющий производств, деятельность, направленную на повышение уровня проф. подготовки студентов. К ним относятся техникумы-предприятия, лесхозы-техникумы, лечебные учреждения-медучилища и др.

Колледж - самостоят. уч. заведение (или структурное подразделение ун-та, академии, ин-та), реализующее программы ср. проф. образования повышенного уровня. Колледжи открывают возможность их выпускникам получить высш. проф. образование по сокращённой ускоренной программе.

В Рос. Федерации и др. странах СНГ получили нек-рое развитие уч. и уч.-производств. комплексы, включающие в себя образоват. учреждения (нач. и ср. уровня), а также нередко предприятия, НИИ. Создание таких комплексов придаёт большую гибкость деятельности уч. заведений и позволяет лучше решать задачи преемственности (непрерывности). образования. Во многих С. п. у.з. наряду с работой осн. отделений получили развитие спец. отделения по переподготовке специалистов ср. звена, курсы по повышению квалификации работников в соответствии с целевыми заказами предприятий. Наиб. распространённый тип С. п. у. з. - техникум.

Осн. функции специалистов со ср. проф. образованием: в сфере материального произ-ва - подготовка и обработка техн., технол. и др. видов информации для реализации инж.-техн. и управленч. решений; управление деятельностью первичных звеньев произ-ва; обеспечение работы техн. и технол. систем и управление ими; в отраслях социально-культурного комплекса - проведение образоват. процесса, оказание доврачебной помощи, худож.-испол-нительская деятельность, организация работы учреждений культуры, предоставление сервисных услуг населению.

Первые ср. проф. (техн., мед., с.-х., пед. и др.). уч-ща и школы появились в Европе в 17 в. В России открывались: горнозаводские школы - на Урале; артиллерийская школа (осн. в 1712), воен. фельдшерская школа (1754), театральное уч-ще (1783), учительская семинария (с 1786), акушерская школа (1797) - в Петербурге; воен. фельдшерская школа (1764), коммерч. уч-ща (1772, 1804) - в Москве, и др. С развитием пром-сти, экономики и культуры в 19 в. стали создаваться пром., техн., коммерческие, с.-х. и др. уч-ща и школы, многие из к-рых накопили значит. пед. традиции: Моск. земледельческая школа (1822), моек. Комиссаровское техн. уч-ще (1886). Выпускники получали звание техника (по разл. специальностям), мл. агронома, помощника агронома и др. Специалистов для торгового флота готовили мореходные и судостроит. уч-ща, в т. ч. в Архангельске (1841), Ростове (1876), Одессе (1898). Во мн. городах открылись коммерч. уч-ща, учительские семинарии, фельдшерские школы. В 1914—15 действовало св. 400 С. п. у. з. (54 тыс. учащихся), в т. ч. 50 пром., строит, и транспортных, св. 20 с.-х. и землемерных, 65 фельдшерских и акушерских.

В первые годы сов. власти было организовано ок. 450 новых уч. заведений (получили наименование техникумов). В 1921/22 уч. г. работало 936 техникумов (123,3 тыс. учащихся), к-рые готовили кадры по почти 20 отраслевым группам специальностей. В 30-х гг. в СССР. номенклатура специальностей значит. ельно расширилась, были созданы вечерние и заочные отделения в техникумах (в 1930 - при 584 техникумах). Организованы новые техникумы на Урале, Д. Востоке, в Сибири, Казахстане и союзных республиках - преим. вблизи крупных пром. строек. В 1940 было 3,7 тыс. С. п. у. з. (974,8 тыс, учащихся, в т. ч. 787,3 тыс. на дневных отделениях). В годы Вел. Отеч. войны уч-ща и техникумы, учительские ин-ты выпустили ок. 340 тыс. специалистов. После войны действовало св. 4 тыс. техникумов и уч-щ (1007,7 тыс. учащихся). В 50-х гг. открыты специализиров. вечерние и заочные техникумы, расширена сеть подобных отделений при дневных уч. заведениях. Сеть уч. заведений к нач. 60-х гг. выросла незначит. ельно (св. 3,4 тыс.), однако число учащихся увеличилось вдвое - 2,4 млн. В 70—80-х гг. число уч. заведений в СССР. относительно стабилизировалось (в 1989/90 уч. г. - 4,5 тыс.; в 1980 - 4,3 тыс.), число учащихся стало снижаться (4611 тыс. в 1980; 4231 тыс. в 1989—90).

После распада СССР. на терр. Рос. Федерации в 1993 действовало св. 2,6 тыс. гос. ср. спец. уч. заведений (2,09 млн. учащихся, в т. ч. на дневных отделениях - ок. 1,49 млн.). С 1991 впервые открыта подготовка специалистов ср. звена по специальностям: «Коммерческая деятельность», «Менеджмент», «Биржевая деятельность», «Маркетинг», «Аудит».

По организац.-правовым формам С. п. у. з. разделяются на гос., муниципальные, негосударственные.

С. п. у. з. имеют в своей структуре филиалы, уч.-консультац. пункты, подготовит, отделения, уч. и уч.-производств, мастерские и х-ва, уч. полигоны и т. п. В составе С. п. у. з. и при них могут быть производств, предприятия, др. орг-ции, деятельность к-рых определяется соответствующими нормативными положениями.

Приём в С. п. у. з. проводится по личному заявлению поступающих, имеющих основное или полное среднее общее образование или нач. проф. образование, по результатам вступит, испытаний. Порядок приёма регламентируется правилами и уставами образоват. учреждений. В соответствии с законом «Об образовании» граждане Рос. Федерации имеют право на конкурсной основе получить бесплатное ср. проф. образование в гос. уч. заведениях, если образование данного уровня приобретается впервые, а также по направлению служб занятости.

Содержание подготовки специалистов по специальности формируется образоват. учреждением на основе соответствующего гос. образоват. стандарта. Содержание образования определяется программами, разрабатываемыми и реализуемыми этим образоват. учреждением самостоятельно, с учётом примерных программ, предлагаемых гос. органами управления образования.

Для обучающихся в С. п. у. з. на базе основного или полного среднего общего образования разрабатываются, как правило, единые (совмещённые). уч. планы.

В С. п. у. з. используются осн. виды занятий: урок,лекция,семинар, практич. занятие, лабораторная работа, контрольная работа, самостоят. работа, консультация, практика, курсовое проектирование (курсовая работа), дипломное проектирование (дипломная работа). Воспи-тат. задачи реализуются в совместной уч., творческой, производств, деятельности студентов и преподавателей.

Пед. работник свободен (в рамках образоват. стандарта). в выборе и использовании методик обучения и воспитания, уч. пособий и материалов.

Уч. заведения, аккредитованные федеральным (центральным). гос. органом управления образованием, выдают лицам, полностью прошедшим обучение, документы (дипломы). об образовании.

Общее руководство уч заведением осуществляет совет, в состав к-рого могут входить представители всех категорий работников уч. заведения, учащихся и слушателей, а также представители заинтересованных предприятий, учреждений и орг-ций Председателем совета является директор (начальник). Разграничение полномочий между советом и директором (начальником). определяется уставом уч заведения.

В ряде заруб гос-в (напр., в США). подготовка специалистов ср. звена осуществляется в ср. проф. — рех и техн. колледжах, техн. ин-тах (часто объединяемых под назв послесредние или двухгодичные уч заведения). Они могут функционировать как ф-т или отделение 4-или 2-годичного колледжа или как самостоятельные 2-годичные колледжи составляют примерно 40% вузов США (ок 6 млн учащихся). Уровень и направленность спец. подготовки в них в значит. мере сходны со ср. спец. уч заведениями Рос Федерации Но на общеобра-зоват подготовку в них отводится незна-чит кол-во уч времени (напр., в технических - ок 10%). В США после 1960 стала быстро развиваться сеть младших колледжей. В них принимаются лица с общим ср. образованием (12 лет обучения), учащиеся могут выбрать программу мл курса вуза Обучение в младших колледжах платное Многие учащиеся выбирают сокращенный курс, к-рый дает возможность окончившему получить низшую техн. должность в разл фирмах Во мн колледжах можно (за особую плату). дополнительно изучать разл профилирующие дисциплины Лучшие младшие колледжи США осуществляют обучение по большому кол-ву (60—100). профилирующих дисциплин.

В Германии подавляющая часть юношей и девушек в возрасте 15—16 лет (ок 2/3 общего числа). после обязат шк. обучения (10 лет). получают проф. образование по дуальной системе, т с совмещая учебу и работу, 1 или 2 дня в неделю посещают проф. школу, а 3—4 дня находятся на рабочем (учебном). месте Предприятия и орг-ции несут ответственность за практич. подготовку будущих рабочих, а проф. школа - за их теоре тич обучение Срок обучения - 3 года, завершается экзаменами с вручением свидетельства Спектр профессий достаточно обширен (ок 440). В 1969 инж и экон школы ср. звена включены в систему высш. образования под назв «высш. проф. школы» Сюда относятся разл типы техн. уч-щ, вечерних школ и курсов, дающие возможность в течение от 1 года до 3 лет получить ср. квалификацию.

К аналогичным уч заведениям во Франции относятся университетские тех-нол ин-ты, где открыты вечерние курсы для обучения квалифициров рабочих и служащих, имеющих общее ср. образование По окончании они получают университетский диплом техн. подготовки, к-рый дает право на получение должности техника (помощника инженера). и служащего ср. звена В техн. лицеях готовятся техники, в т.ч. с дипломом бакалавра (имеющие право продолжать образование в вузе). Выпускники, как правило, принимаются фирмами на должности квалифициров рабочих, бригадиров (с личным выполнением конкретной квалифициров работы). Во мн лицеях есть еще отделения «высш. техников», на к-рых дается дополнит теоре-тич и практич. подготовка по специальности Выпускники обычно занимают младшие техн. должности или работают техниками-конструкторами Ср. спец. образование во Франции дают также училища проф. обучения и нек-рые другие (2—3 года обучения), принимающие лиц с дипломом бакалавра или техника Младшие колледжи - осн.тип С и у з и в Японии (срок обучения - 2—3 года), в них принимаются выпускники ср. школ В Г Шипунов Т В Поликарпова

Просмотров: 3256
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • АТТЕСТАЦИЯ учреждений общего образования
  • Ассоциация темнокожих социальных работников и смежных специалистов
  • ВНЕУРОЧНАЯ (ВНЕУЧЕБНАЯ) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
  • ВЫПУСК СПЕЦИАЛИСТОВ ИЗ ВЫСШИХ И СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ в расчете на 10 тысяч населения
  • Внеурочная (внеучебная) деятельность учащихся
  • Выпуск специалистов из высших и средних специальных учебных заведений в расчете на 10 тысяч населения
  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
  • ЗАДАЧИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
  • ЗАКРЕПЛЕНИЕ знаний, умений и навыков учащихся деятельность учителя
  • Клиническая психология: подготовка специалистов через аспирантуру
  • ОБРАЗОВАНИЕ ВТОРОЙ СТУПЕНИ ВТОРОГО УРОВНЯ (УРОВЕНЬ 3)
  • ОБРАЗОВАНИЕ ПЕРВОЙ СТУПЕНИ ВТОРОГО УРОВНЯ, ВТОРОЙ ЦИКЛ ОСНОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • ОБРАЗОВАНИЕ УЧАЩИХСЯ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
  • ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • РЫНОК ТРУДА ДИПЛОМИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ
  • САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА учащихся
  • САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА учащихся
  • СИСТЕМА СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • СРЕДНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ
  • СТАЖИРОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • Самостоятельная работа учащихся
  • Система школ в средние века. Содержание образования
  • Среднее профессиональное образование повышенного уровня
  • ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ (ОБРАЗОВАНИЯ)
  • ЧИСЛЕННОСТЬ УЧАЩИХСЯ (СТУДЕНТОВ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
  • Численность учащихся (студентов) образовательных учреждений
  • ШКОЛЬНЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
  • Экологическое образование и воспитание учащихся



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь