ЛАССУЭЛ (LASSWELL) Гарольд Дуайт

(1902-1978) - амер. политолог, представитель бихевиористского (см. Бихевиоризм) подхода к политич. науке. С влиянием чикагской школы социологии связаны многолетние усилия Л. по созданию единой интегрированной политич. науки, ориентированной гл. обр. не на "библиотечные, а на полевые исследования, преодолевающей внутриинституциональную разобщенность и сопряженной с потребностями политич. практики. В этой связи Л. разрабатывает проблемы функционального подхода к политике (напр., большое распространение получила предложенная Л. схема анализа принятия политич. решений); использует методы соц. психологии, психоанализа и психиатрии в изучении политич. поведения и пропаганды; выявляет роль массовых коммуникаций в оформлении, распространении и воспроизводстве символики политич. власти. Л. одним из первых исследует проблему количественного контент-анализа политич. (в т. ч. массовой) коммуникации; предлагает ставшую классич. в социлогии массовой коммуникации формулировку, согласно к-рой "акт коммуникации" рассматривается по мере ответа на вопрос: КТО-ЧТО сообщает - по какому КАНАЛУ - КОМУ - с каким ЭФФЕКТОМ?" Согласно Л., все науки являются политич., поскольку позволяют процесс политики или поставляют данные, необходимые и самосовершенствования человечества в процессе общекосмич. эволюции. На современном этапе человеческой истории, когда под действием технологич. революций резко возрастает взаимозависимость всех форм обществ. жизни и в рез-те освоения космич. пространства человечество соотносит себя с миром в целом, начиная на практике относиться к себе как к единому организму, первоочередное значение, по Л., приобретает создание междунар. правового порядка, способного служить утверждению человеческого достоинства. Л. подчеркивает ключевое значение понимания общения людей как "открытого форума для постоянного обсуждения вопросов взаимной терпимости и доступа к основным ценностям жизни". В этой связи новое звучание приобретают традиционные для Л. Исследования "злит" и "гарнизонного гос-ва" (понятие введено в 1937 г.). Выявляя "властвующие (правящие) элиты" (т. е. политически наиболее влиятельные группы об-ва), Л. указывает на опасность утверждения в современном мире господства идеи "гарнизонного гос-ва", т. е. об-ва, наиболее мощной группой к-рого являются специалисты по осуществлению насилия, использующие современные технич. возможности реализации власти. Противоположность "гарнизонного гос-ва" - об-во, в к-ром ведущая роль принадлежит деловым кругам; промежуточные формы - "гос-во, управляемое аппаратом партийной пропаганды", "гос-во партийной бюрократии", различн. сочетания монополий партийной и рыночной власти. Защита прав человека от посягательств "правящих элит" требует, согласно Л., как междунар. действий, напр, усиления роли ученых в выявлении общих интересов человечества, координации технологич. развития, отказа от идеология, конфронтации при решении междунар. проблем, так и изменений внутри соц. системы. Соч.: Propagand, Communication and Public Order. Princeton, 1946; Power And Society (with A. Kaplan). В.П. Терин

Просмотров: 1053
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998




Другие новости по теме:

  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • Аудитория в массовой коммуникации
  • Аудитория в массовой коммуникации: контакт
  • ВЕЩЕСТВО, ПРЕДСТАВЛЯЮЩЕЕ ОПАСНОСТЬ ДЛЯ ЖИЗНИ
  • Возникновение психологии как науки
  • Второе значение образования как результата
  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ (ГОС)
  • Задача технологии как науки
  • ЗАДАЧИ ЭТНОПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ
  • ЛЕВИАФАН или Материя, форма и власть гос-ва церковного и гражданского
  • Масс-медиа (средства массовой коммуникации)
  • Медиа (средства массовой коммуникации)
  • О ПОЛЬЗЕ И ВРЕДЕ ИСТОРИИ ДЛЯ ЖИЗНИ
  • Особенности телевидения как средства массовой информации
  • ПАПСКАЯ ОБЛАСТЬ, церк. область, церк. гос-во
  • Паскаль: религия как разрешение всех противоречий человеческого существования
  • СМК, масс-медиа - средства массовой коммуникации
  • СОЦИОЛОГИЯ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
  • СОЦИОЛОГИЯ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
  • СОЦИОЛОГИЯ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
  • Социология партийной работы
  • Социология средств массовой коммуникации
  • СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
  • Средства массовой коммуникации
  • Средства массовой коммуникации
  • Средства массовой коммуникации, государственные
  • Телевидение: роль в современном российском обществе
  • эффект быть-как-все (BANDWAGON EFFECT) (в экономической психологии)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь