КОНФЛИКТ

(от лат. conflictus - столкновение) - 1. В философии - категория, отражающая, стадию (фазу и форму) развития категории "противоречие", когда существующие в противоречии противоположности превращаются в крайние противоположности (полярность, антагонизм), достигая момента взаимоотрицания друг друга и снятия противоречия. 2. В обществ. науках (история, политология, социология, психология) - процесс развития и разрешения противоречивости целей, отношений и действий людей, детерминируемый объективными и субъективными причинами и протекающий в двух диалектически взаимосвязанных формах - противоречивых психологич. состояний (1) и открытых противоречивых действий сторон на индивидуальном и групповом уровнях (2). В теоретико-методологич. Плане в социологии и психологии существуют терминологические концептуальные трудности при построении содержательной дефиниции К. Условно можно выделить два широко распространенных концептуальных подхода к определению К.: первый ориентирован на актуальные действия, второй - на мотивы действия. Последователи первого подхода (Р. Мак и Р. Снайдер) ратуют за относительно узкое определение К., считая его частным видом соц. взаимодействия между участниками, имеющими взаимоисключающие или несовместимые ценности. При этом предлагается отграничить от К. другие, близкие к нему по содержанию явления (конкуренция, соперничество, соц. расколы, антагонистич. интересы, враждебность, противоречивые намерения, установки) и рассматривать их источниками, лежащими в основе К. Последователи второго подхода (Р. Дарендорф), решительно отвергая такое узкое определение К, предлагают включить в его дефиницию как противоречивые психологич. состояния так и различн. формы открытых столкновений (действий). Системный подход позволяет преодолеть концептуальные и терминологич. разногласия социологов и психологов в отношении содержательной дефиниции К. Положения отечественной социологии и психологии дают методология. ориентацию для отражения и учета системности К. в теории и практике исследований, что предполагает: во-первых, необходимость учета уровней анализа К. (социологич., соц.-психологич., индивидуального), к-рые отражают степень социальности К. в смысле его детерминированности объективными закономерностями и противоречиями; во-вторых, учета отраженности фундаментального признака К. - факта существования к.-л. формы противоречия; в-третьих, специфики самих структурных элементов К. (участники, причина и цель К., форма взаимодействия, физич. и соц. среда, рез-ты и последствия). Такая ориентация допускает в рамках единой теоретико-методологич. основы разработку различн. типологич. схем К, а также изучение как различн. форм противоречивых психологич. состояний (от неприязни, враждебности и агрессивности до несовместимости целей и интересов объективного и субъективного характера), так и видов противоречивых взаимодействий (от наиболее прямых, нерегулируемых с применением насилия до наиболее стабильных, жестко регулируемых соц. нормами). При этом необязательно, чтобы к.-л. из этих форм - состоянии или взаимодействий - с необходимостью присутсвовала во всех видах конфликтных явлений. Лит.: Здравомыслов А.Г. Социология конфликта М., 1994; Mack R.W., Snyder R.C. The analysis of social conflict toward an overview and synthesis//J. of conflict resolution. 1957. Vol. 2, №2; Dahrendorf R. Class and conflict in industrial society. Stanford, 1959; Fink C.F. Some conceptual.

Просмотров: 1510
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998




Другие новости по теме:

  • «О ЧЕЛОВЕКЕ, ЕГО УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЯХ И ЕГО ВОСПИТАНИИ»
  • Ильин:Человек, его душа и его собственность. Критика коммунизма
  • Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин
  • Конфликт (CONFLICT)
  • КОНФЛИКТ (CONFLICT)
  • КООРДИНАЦИЯ ДЕЙСТВИЙ ЛЮДЕЙ
  • МЕСТО РОЖДЕНИЯ (при разработке данных текущего учета рождений)
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • НЕПРЕДВИДЕННЫЕ ИЛИ НЕПРЕДНАМЕРЕННЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ (СОЦИАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ)
  • Общение как восприятие людьми друг друга
  • Основы личностно-центрированного подхода
  • Педагогическое общение: конфликт и способы его разрешения
  • Переговоры на основе взаимного учета интересов
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • Понятие об ощущении и его физиологической основе
  • Проблема познания людьми друг друга в отечественной психологии
  • Психическиерасстройства при открытых черепномозговых травмах
  • Самовоспроизводство класса (воспроизводство его на собственной основе)
  • Синдром нарушения динамической (кинетической) составляющей движений и действий при поражении заднелобных отделов мозга
  • Соотношение веры и разума: два подхода к решению проблемы в средние века
  • СОЦ-АРТ
  • Соц-арт
  • СОЦ-АРТ
  • Теория конфликта «родитель-ребенок» (PARENT-INFANT CONFLICT THEORY)
  • Техника в структурной семейной психотерапии, заключающаяся в выборе одной из сфер семейного взаимодействия с целью исследование ее структурных элементов. Функциональный анализ (FUNCTIONAL ANALYSIS)
  • Узкое определение
  • Христиан Вольф и его последователи
  • Чистый разум: его идеи, противоречия, судьбы
  • ШКАЛА БОГАРДУСА (ШКАЛА СОЦ. ДИСТАНЦИИ)
  • Эмпириокритицизм как теоретико-познавательная программа искоренения метафизики



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь