|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998
КАДРЫ НАУЧНЫЕ- профессионально подготовленные работники, занимающие определенное место в системе обществ. разделения научн. труда, непосредственно участвующие в производстве научн. знаний и подготовке научн. рез-тов для практич. использования. Научн. работники представляют особую соц-профессиональную общность. В нее включается целая группа профессий и родов занятии, классифицируемых по предмету исследования, р<Я деятельности в соответствии с разделением труд и специализацией в науке. Главным критерием выделения научн. р ботников как соц.-профессиональной группы является содержание и характер труда, домирование науч. труда в структуре деятельности. К категории научн. работников относятся академики, действительные члены и члены-корреспонденты академий наук; все лица, имеющие ученую степень доктора наук, кандидата наук и ученое звание профессора, доцента, главного, ведущего,старшего научн. сотрудника, научн. сотрудника, младшего научн. сотрудника независимо от места и характера их работы; лица, ведущие научно-исследовательскую работу в высших учебных заведениях, независимо от того, имеют они ученую степень, ученое звание или нет, а также специалисты, не имеющие ни ученой степени, ни ученого звания, но систематически ведущие научн. работу на промышленных предприятиях, в проектных, проектно-конструкторских, проектно-технологич. организациях по утвержденному в установленном порядке тема-тич. плану научн. работ. В США к ученым относят занятых в сфере науки работников, объем специальных знаний к-рых соответствует не менее чем четырехлетнему курсу обучения в колледже, в том числе имеющих значительный опыт, но не имеющих диплома, независимо от того, носит ли работа исследовательский характер или требует только практич. использования научн. знаний (исследования и разработки, менеджмент, технич. снабжение и т. п.). В качестве основной категории научн. работников выделяются занятые исследованиями и разработками. Огромный рост знаний в Новое время, особенно в XVIII-XIX вв., привел к дифференциации наук, и научн. труд стал специализированным. Среди К.н. существует сложная дифференциация, строящаяся на межпрофессиональном и внутрипрофессиональном разделении труда в науке. Эти различия не только функционально-производственные. Они имеют более широкое значение: у них есть соц. аспект, к-рый обусловлен неоднородностью труда, различиями в его условиях, в профессиональном престиже и т. п. Различия такого рода имеются не столько между отдельными профессиями, сколько между их группами, "блок-профессиями", на основании к-рых формируются структурные группы, образуется соц.-профессиональная структура К.н. Профессиональная структура К.н. - это совокупность профессиональных групп научн. работников в их взаимосвязи, единстве, целостности. Анализ этой структуры не сводится только к определению такой совокупности, а предполагает и установление взаимосвязи между группами, характеристику их функций и соц. положения. Профессиональной структуре К.н. присущи не только общие черты структуры об-ва, но и специфич. особенности научн. профессий и способа их связи. Она отражает распределение на-учн. сил по разным направлениям исследований и их взаимодействие в решении задач, обусловленных потребностями развития об-ва в целом, включая потребности науки. Различн. элементы профессиональной структуры К.н. выделяют по признаку предметного разделения труда (физики, биологи, химики, математики, историки и т. д.); по типу деятельности (исследователи, научно-педагогические работники и т. п.); по целям и методам научн. работы (занятые в фундаментальных или прикладных исследованиях, разработчики, теоретики и экспериментаторы); по функциям в системе управления в науке (руководящий персонал различ. уровня и работники, не выполняющие управленческих функций). Распределение научн. работников по уровням квалификации (т. е. по потенциальным возможностям решать задачи определенной сложности в соответствующей области) образует квалификационную структуру научн. кадров. Как правило, в качестве показателей науч. квалификации используются официально установленные в данной стране ученые степени и ученые звания. В России систематическая аттестация науч. кадров проводилась с нач. XIX в. и имела гос. характер. Ученые степени и звания были определенным образом связаны с чиновно-бюро-кратич. иерархией. После Октябрьской революции 1917 г. они были упразднены. В середине 30-х гг., учитывая происшедшие существенные изменения в соц. составе и сознании научн. интеллигенции, СНК СССР установил ученые степени кандидата наук и доктора наук, а также ученые звания, к-рые действуют до настоящего времени. Для социологич. изучения квалификационной структуры научн. кадров особое значение имеет вопрос о ее критериях. По этому вопросу имеются две точки зрения: распределение задач по сложности (однако реальных методов априорной оценки сложности проблем пока не существует) или по квалификации ученых (чем выше квалификация, тем более сложные научн. задачи можно решить). Однако сложные задачи, как правило, "раскладываются" на ряд менее сложных, решение к-рых требует менее высокой квалификации. Можно полагать, что критерий первого типа более адекватен для технич. разработок, второй - для поисковых исследований. Распределение научн. работников по возрастным группам образует возрастную структуру научн. кадров. Она стала предметом внимания социологии науки в 60-х гг. в связи с вопросами возрастной зависимости научн. продуктивности и воспроизводства кадров. В 30-е гг. социологич. методы использовались при изучении ролевой структуры деятельности ученых разного возраста. В современной социологии науки главным образом изучаются проблемы рационального воспроизводства и использования научн. кадров: критерии их рациональности на разных уровнях организации науки, их динамики в условиях стабилизации численности научн. работников, пути совершенствования, специфич. проблемы отдельных возрастных групп (молодежь, ученые преклонного возраста) и методы их учета в планировании соц. развития научн. коллективов и др. Лит.: Брусиловский Б.Я. Математические модели в прогнозировании и организации науки. Киев, 1975; Козлова Т.З. НТР и некоторые проблемы деятельности ученых//Социологические проблемы НТР. 1975; Шелищ П.Б. Возраст ученого и проблема социального воспроизводства научных кадров//Социология науки в СССР: вопросы теории и практики. М., 1982; Основы науковедения. М., 1985; Добров Г.М. Наука о науке (начало науковедения). Киев, 1989. С.А. Кугелъ, П.Б. Шелищ
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998 Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|