Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 48 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 49 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 51 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 52
|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998
ГРУППИРОВКА- распределение изучаемой совокупности единиц анализа на однородные группы по заданным признакам. Цель Г. - определение численности однородных групп единиц анализа по интересующим исследователя признакам. В зависимости от того, используются ли для Г. количественные или качественные признаки, Г. имеет определенные особенности. В случае количеств, признаков (возраст, стаж работы, зарплата и т. д.) Г. состоит в разбиении всего диапазона изменений признака на определенные интервалы и подсчете числа единиц анализа, попадающих в каждый интервал. Напр., респонденты могут подразделяться по возрасту на следующие группы: 1) до 20 лет, 2) -1 30 лет, 3) 31-40 лет, 4) 41-50 лет, 5) 51-60 лет, 6) свыше 60 лет. Такого рода Г. позволяют компактно, в удобном виде представить распределение изучаемой совокупности по данному признаку. При проведении I. по количественному признаку встает вопрос выбора интервалов, определяющих однородные группы единиц анализа. Интервалы могут быть равными или неравными, могут различаться число интервалов и соответственно их величина. Как правило, на этапе разработки анкеты интервалы выбираются равными, особенно в том случае, когда ставится задача первичной обработки данных, репрезентации структуры совокупности в целом. Границы первого и последнего интервалов при этом часто оставляют открытыми, напр, возраст свыше 60 лет. При определении числа интервалов исходят из критериев достаточно точного и детального представления количественного признака и содержательной значимости выделенных интервалов. Выбор чрезмерно крупных интервалов ведет к потере информации, смещению в рамках одного интервала содержательно разных единиц анализа. Чрезмерно дробные интервалы определяют малочисленные, содержательно непредставительные группы. Исходя из этого, область изменения признака не разбивают более чем на 15-20 интервалов. Задача разбиения количественного признака на интервалы ставится как на этапе составления анкеты, так и на этапе обработки информации на ЭВМ. Рез-ты обработки позволяют выявить частотное распределение единиц анализа в диапазоне изменения количественного признака, определенные типы объектов, различающиеся по изучаемым зависимым показателям. Задача Г. (или перегруппировки) на этом этапе ставится уже как задача не только репрезентации данных, но и выделения содержательно значимых типов объектов. Соответствующие им интервалы количественного признака могут быть, вообще говоря, неравными и различаться в зависимости от целей исследования. При Г. по качественным признакам должна быть предусмотрена возможность отнесения каждой из единиц анализа к одной из градаций однозначным образом, так чтобы суммарное число единиц анализа, отнесенных ко всем градациям, было равно численности изучаемой совокупности. Последнее важно для контроля вычислений. Напр., для вопроса анкеты: "Как Вы считаете, повышает ли данное нововведение производительность труда?" - наряду с вариантами ответа: 1. "Да, повышает", 2. "Нет, не повышает". - предусматривается вариант 3: "Затрудняюсь ответить", а также кодируется случай отсутствия ответа на данный вопрос. Так же, как и в случае количественных признаков, на этапе обработки на основе изучения распределения единиц анализа по градациям качественного признака может быть проведена перегруппировка, объединение градаций, определяющих содержательно близкие типы единиц анализа. Г. по отдельным признакам используется для репрезентации распределения совокупности единиц анализа по этим признакам. Г. по двум и более признакам используется для оценки взаимосвязей между признаками. При этом подсчи-тывается число единиц анализа для комбинаций градаций этих признаков. Рез-ты Г. представляются в виде таблиц частот или таблиц сопряженности (см.). Лит.: Статистические методы анализа информации в социологических исследованиях. М., 1979; Паниотто В.И., Максименко B.C. Количественные методы в социологических исследованиях. Киев, 1982. В.А. Малахов
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998 Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|