|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998
ФРЕЙД (FREUD) Зигмунд(1856-1939) - австр. психолог, создатель психоанализа. Для концепций Ф., в частности соц., характерны: 1) биопсихологизм; 2) акцент на бессознательном; 3) гиперсексуализм, в частности, идея Эдипова комплекса (с фантастич. "разрешением" к-рого в первобытном об-ве Ф. связывал возникновение гос-ва, религии, морали, соц. контроля, норм, санкций и т. д.), а также идея сублимации сексуальной энергии, к-рая, по Ф., лежит в основе социокультурной художественной и др. видов человеческой деятельности; 4) дуализм инстинктов жизни и смерти, борьба к-рых между собой и с цивилизацией (равно как динамика бессознательного и сознательного), определяет, по Ф., природу об-ва, его функционирование и конфликты. Главная проблема, к-рую пытался разрешить Ф., - проблема противоречия между человеком и об-вом. Отношение к об-ву, к системе контроля социального (см.), норм, запретов и т. п. у Ф. двойственно. С одной стороны, он относился к ним как к необходимому инструменту обуздания человеческих инстинктов, освобождение к-рых привело бы человечество к самоуничтожению; с др. - как к чему-то такому, что неизбежно ведет ко все большему извращению человеческой личности, к росту неврозов и проч. Ф. колебался между критико-радикалистским и адаптационно-конформистским решением проблемы. Он склонялся то к пессимизму антиисторич. концепции, согласно к-рой человеческая природа слишком консервативна, чтобы могли произойти серьезные соц. изменения и был разрешен драматич. конфликт человека и об-ва; то к осторожно оптимистич. эволюционистской позиции, согласно к-рой в конечном счете с помощью психоаналитич. терапии и правильно организованной социализации личности может все-таки произойти трансформация человека и общей массы будут подняты до уровня элиты, разум станет управлять страстями, сексуальные инстинкты окажутся отчасти удовлетворенными, отчасти сублимированными, а агрессивные инстинкты превратятся в средство управления миром. Однако к такого рода перспективам Ф. относится все же скорее скептически, в большей мере тяготея к футурологич. пессимизму. Соч.: Психология бессознательного. М., 1989; "Я" и "Оно": Труды разных лет. Кн. 1-2. Тбилиси, 1991; Введение в психоанализ. Лекции. М., 1995; Остроумие и его отношение к бессознательному. М., 1997. С.А. Эфиров.
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998 Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|