ЦИТИРОВАНИЕ В НАУКЕ

- важная норма в сфере науки. Ссылки можно рассматривать как средство научн. коммуникации. Создатель системы "Science Citation Index (SCI)" ("Указатель цитирования в науке") Ю. Гарфилд считает, что цитирование - система наград, разменная монета, к-рой мы расплачиваемся с коллегами. Отсутствие ссылок на источники, используемые в работе, является одной из форм плагиата. Перечень библиографич. ссылок в публикации создает своеобразный контекст этой работы и дает первое представление о тех проблемах, к-рые в ней рассматриваются. Ссылки представляют собой символы научн. концепции и составляют теоретич. основу указателей цитирования. В связи с появлением и регулярным изданием системы SCI (на традиционных и машиночитаемых носителях) цитирование становится популярным объектом исследования во многих областях знания, в т. ч. и в социологии науки. Библиографич. ссылки используются и в качестве инструмента поиска (наряду с известным традиционным аппаратом), и в качестве меры оценки научн. уровня работ, продуктивности исследователей и показателя значимости отдельных журналов. Примерами использования цитирования могут служить работы по автоматич. классифицированию, индексированию и поиску документов, в основе к-рых лежит анализ ссылок, наукометрич. исследования по оценке и отбору литературы, продуктивности ученых, анализу научн. дисциплин. Т. обр., можно выделить три аспекта использования цитирования: 1) практический - поиск публикаций по их цитируе-мости, 2) определение качества научн. работ, 3) построение дисциплинарной структуры науки и выявление активных исследовательских областей. Различн. методы исследования,  основанные на цитировании, можно свести к двум классам: анализ статистики цитирования публикаций; анализ сетей цитирования. Статистика цитирования позволяет выявлять закономерности развития науки, вероятные темпы развития и "прорывы". Благодаря банку данных системы SCI стало возможным ввести ряд количественных критериев для оценки состояния и развития науки. (Отметим, что для изучения нек-рых областей знания, отраженных в SCI, при анализе статистики цитирования можно рекомендовать разработать систему поправочных коэффициентов на советские работы, к-рые по ряду причин недостаточно цитируются за рубежом.) Как показали многочисленные исследования цитирования, статистика (данные) цитирования меняется с изменением самого состояния науки. Анализ сетей цитирования - наукометрич. инструмент, позволяющий, с одной стороны, выявлять дисциплинарную структуру науки и обнаруживать зарождающиеся направления исследований, с другой - проводить качественную оценку научн. публикаций. Разработаны два метода анализа сетей цитирования. Первый метод библиографич. сочетания (bibliographic coupling) был предложен М. Кесслером в них 1963 г. (США). В основе этого метода лежит принцип выделения взаимосвязи между двумя публикациями на том основании, что цитируется один и тот же документ, причем интенсивность их в.заи мосвязи определяется числом библиографич. ссылок, общих для обеих публикаций. По методу Кесслера, две публикации прочно связаны, и эта связь не меняется при появлении новых публикаций, т. е. не зависит от изменений, происходящих в науке. Исходя из этого, такую связь между публикациями можно назвать ретроспективной. Связь любой новой работы определяется также раз и навсегда со всеми предыдущими. Именно поэтому методика Кесслера удобна для работы с оперативными поступлениями и была использована при автоматич. классификации и поиске документов в автоматизированной системе Массачусетского технологич. ин-та (США). Второй метод анализа сетей цитирования - метод коцитирования (co-citation), или проспективной связи, был разработан в 1973 г. одновременно и в СССР (И. В. Маршакова), и в США (Я. Small). В основе этого метода лежит принцип выделения взаимосвязи между двумя публикациями на основе цитирования их одними и теми же документами. Т. обр., родство публикаций или авторов публикаций определяется на основе анализа их в последующих работах. С появлением новых работ в какой-либо области науки связь ретроспективных работ в этой области по методу коцитирования меняется. Такая связь была названа проспективной (в отличие от связи по Кесслеру - ретроспективной); перспективная связь публикаций максимально зависит от развития науки и наиболее интересна с т. зр. социологии науки. Начиная с 1981 г. метод коцитирования используется в Ин-те научн. информации США (IS1) при построении кластеров публикаций, отражающих активные исследовательские фронты в различн. областях знания, на основе данных систем SCI. Примерами можно считать исследовательские фронты по биомедицине, вычислительной математике, науках о Земле. Этот метод применялся в ISI и при подготовке работы "Атлас науки: биохимия и молекулярная биология", содержащей по каждой из 102 представленных специальностей мини-обзор, карту-схему кластера, библиографич. данные публикаций, вошедших в кластер, и публикации текущего года, цитирующие работы данного кластера. Лит.: Маршакова И.В. Система связей между документами, построенная на основе ссылок (по указател "Science Citation Index")//HTH Сер. 2. Информ. процессы системы. 1973, № 6; Гарфилд Ю. Можно ли выявлять и оценивать научные достижения и научную продуктивность?//Вестник АН СССР. 1982, № 7. И.В. Маршакова.

Просмотров: 1241
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998




Другие новости по теме:

  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • «основания новой науки об общей природе НАЦИЙ»
  • Дух науки
  • ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ НАУКИ
  • ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ НАУКИ
  • ИНДЕКС ЦИТИРОВАНИЯ
  • ИНДЕКС ЦИТИРОВАНИЯ
  • ИНДЕКС ЦИТИРОВАНИЯ
  • ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ НАУКИ И ИННОВАЦИЙ
  • КОНВЕЙЕРНЫЙ (метод работы)
  • ЛОГИКО-ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ НАУКИ
  • Личностные опросники, разработанные на основе факторного анализа
  • МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ НАУКИ
  • МОДЕЛИ  РАЗВИТИЯ  НАУКИ  
  • Метод науки
  • Метод практической работы военнослужащего
  • Метод самостоятельной работы
  • НАУКИ О ПРИРОДЕ И НАУКИ О КУЛЬТУРЕ
  • ОБЪЕМ ПУБЛИКАЦИЙ
  • ОСНОВНЫЕ ПЕРИОДЫ  РАЗВИТИЯ  НАУКИ.  
  • Организационное управление учебным заведением на основе систем баз данных и средств телекоммуникаций
  • Основные исторические этапы развития психологической науки
  • Основные направления социологической науки
  • ПАРАДИГМАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ СТРУКТУРЫ НАУКИ
  • СТАТИСТИКА НАУКИ И ИННОВАЦИЙ
  • СТРОГАЯ ВЕРСИЯ СОЦИОЛОГИИ НАУКИ
  • ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ
  • ФОН НАУКИ
  • Философия науки XX в. Предмет философии науки
  • метод исследования личности на основе составления таблиц распределения



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь