|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998
БЕРГЕР (BERGER) Питер Людвиг (1929)- амер. социолог, ведущий представитель феноменологич. социологии знания, видный идеолог неоконсерватизма. Главные работы Б. посвящены разработке феноменологич. социологии знания, социологии религии,теории модернизации и развития стран "третьего мира", проблемам лит-ры, семьи и т. д. Социология знания Б. в значительной степени обусловлена влиянием А. Шюца, Дж.Г. - Мида, Э. Дюркгейма и М. Вебера. В ранних работах Б. в духе неоортодоксии критиковал институциональную религию, противопоставляя ее подлинной вере. Широкую известность в США и за их пределами получила книга "Введение в социологию" (1963), где показана взаимосвязь между "человеком в об-ве" и "об-вом в человеке". Впоследствии идеи этой книги использовались Б. при разработке совместно с Т. Лукманом феноменологич. социологии знания в работе "Социальное конструирование реальности" (1966) Социология религии, являющаяся составной частью феноменологич. социологии знания, наиболее полно изложена Б. в книге "Священная завеса" (1967) где он стремится показать взаимосвязь между религией и конструированием человеком соц. реальности, проследить процесс секуляризации в историч. перспективе, понять роль и значение религии в современном мире. В рез-те контакта с "третьим миром" Б пришел к выводу о необходимости диалога с различ. религиями, что означало сдвиг "влево" по сравнению с его изначальной неортодоксальной позицией. В то же время политич. взгляды Б. эволюционировали "вправо", что выразилось в его переходе на позиции неоконсерватизма. В "Пирамидах жертв" (1975) Б. равным образом осуждал те способы модернизации, к-рые были реализованы в Китае времен "культурной революции" и в Бразилии в 60-70-е гг., как наиболее характерные примеры экспериментов в рамках социалистич. и капиталистич. моделей развития. Обе эти модели Б. считал в то время неприемлемыми с этич. т.зр., поскольку они требовали колоссальных жертв в настоящем ради призрачных целей в будущем. В "Капиталистич. революции" (1986), явившейся итогом разрабатывавшейся на протяжении многих лет теории модернизации, всякие сомнения относительно того, являются ли благом для развития стран "третьего мира" капитализм и модернизация, у него отпадают, и он становится активным защитником капиталистич. пути развития. Соч.: Социальное конструирование реальности (в соавторстве с Т. Лукманом). М.,1995; Invitation To Sociology. N.Y., 1966; The Sacred Canopy. N.Y., 1967; Facing Up To Modernity. N.Y., 1977; Sociology Reinterpreted (with H. Kellner). N.Y., 1981; The Capitalist Revolution. N.Y., 1986. Е.Д. Руткевич
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998 Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|