АНКЕТА СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ

- разновидность вопросника, используемого для сбора данных при письменном опросе (см. Анкетирование). Анкета представляет собой тиражированный документ, содержащий совокупность вопросов, сформулированных и связанных между собой по определенным правилам (см. Опрос, Вопрос). Анкета рассчитана либо на самостоятельное чтение и заполнение респондентом (при заочном анкетировании), либо на заполнение респондентом после вводного инструктажа, проводимого анкетером (очное анкетирование, групповое или индивидуальное). В связи с повышением самостоятельности респондента при анкетировании (по сравнению с интервьюированием) важное значение приобретают композиция анкеты, расположение вопросов, язык и стиль формулировок вопросов, методич. указания по заполнению анкеты, а также ее графич. оформление. Титульный лист анкеты содержит ее название, отражающее тему или проблему опроса ("Ваш труд и отдых", "Дети в городской семье", "Анкета читателя", "Литературной газеты" и т. п.), название организации, проводящей опрос, место и год издания. При любом виде анкетирования (очном или заочном) анкета должна иметь вводную часть, обращенную к респонденту. Ее задачи - создание у респондента интереса к опросу, формирование установки на активное сотрудничество с исследователем, знакомство с техникой заполнения. Отсюда стандартная структура вводной части: сообщение о теме и целях опроса, об организации, проводящей опрос; о значении и использовании рез-тов опроса; о важности достоверных и искренних ответов каждого респондента для общих рез-тов опроса; объяснение техники заполнения ответов на различ. виды вопросов. В начале анкеты помещают наиболее простые вопросы, стимулирующие интерес респондента к опросу, способствующие установлению контакта с ним и обучению технике заполнения анкеты. К середине анкеты сложность вопросов нарастает и затем снижается к ее концу, т. к. учитывается утомляемость респондента в процессе заполнения анкеты. Соц.-демографич. блок вопросов, выясняющих личностные характеристики респондента, помещается обычно в конце анкеты, к-рая завершается словами благодарности респонденту за участие в опросе. Вопросы могут объединяться в блоки по тематическим логическим принципам или по их адресату (группам респондентов). В таких случаях между блоками вопросов должны быть обращенные к респонденту переходы, переключающие его внимание на новую тему ("Теперь перейдем к вопросам о ...") или называющие группу опрашиваемых, к-рой предназначен следующий блок ("Следующие три вопроса - для тех, у кого есть дети школьного возраста..." или "Внимание! Вопросы для всех"). Правила заполнения и регистрации ответов должны содержаться не только в водной части анкеты, но и в тексте отдельных вопросов: указания на число вариантов ответов, к-рые можно отметить, указатели-переходы в вопросах-фильтрах ("Ответившие "нет" переходят к вопросу № ..."), правила ответов на вопросы табличной формы. Язык анкеты - письменная речь (в отличие от интервью). Для предупреждения ошибок восприятия и понимания смысла вопросов нужно избегать сложных синтаксических конструкций и многословных, логически некорректных и нечетких формулировок, а также непонятных слов. Доступность языка для совокупности опрашиваемых проверяется методом наблюдения или лингвистич. тестов в пробных (пилотажных) исследованиях. Формулировки вопросов, варианты ответов, обращения и инструкции в анкете выделяются шрифтом, цветом, рамками, стрелками и др. В анкетах используются рисунки для снятия напряжения, активизации внимания и для получения искомой информации. Лит.: см. к ст. Опрос. О.М. Маслова

Просмотров: 1820
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998




Другие новости по теме:

  • АНКЕТА
  • АНКЕТА
  • АНКЕТА
  • АНКЕТА
  • АНКЕТА (ОПРОСНЫЙ ЛИСТ)
  • АНКЕТИРОВАНИЕ (ПИСЬМЕННЫЙ ОПРОС)
  • Анкета
  • Анкета
  • Анкета
  • Анкета
  • Анкета по изучению коммуникативного минимума менеджеров организации
  • Анкетирование (анкетный опрос)
  • Анкетирование (письменный опрос)
  • Анкеты метод
  • Бланк ответов
  • ВЕЧЕР ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ
  • ВОПРОСОВ ЛОГИКА, или: Эротетическая, интеррогативная логика
  • Вопрос анкеты
  • Задавание вопросов
  • КЛАССИФИКАЦИЯ ВОПРОСОВ
  • Классификация вопросов
  • ЛОГИКА ВОПРОСОВ
  • МАТРИЦА ОТВЕТОВ
  • Метод взаимных вопросов и ответов
  • Метод эвристических вопросов
  • ОТВЕТОВ, ИЕРАРХИЯ
  • ОТВЕТОВ, КЛАСС
  • Опросник ответов
  • ПРИЕМ ПОСТАНОВКИ ПСИХОЛОГОМ-КОНСУЛЬТАНТОМ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ ПЕРЕД КЛИЕНТОМ
  • ТАМПОН ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ ПОЛОСТИ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь