КОНСТИТУЦИЯ

В своих истоках, политическая теория полностью ориентировалась в одном единственном направлении: в поисках абсолютного государственного идеала, в поисках “наилучшего государства”, “аристе полития” (Republica optima, у Цицерона). Эти поиски достигли своей вершины в утопии Платона. Аристотель вначале тоже следовал по стопам своего учителя, пытаясь найти в теории абсолютный идеал, которого нельзя обнаружить в действительности. Этот идеал описывается им в последних двух книгах “Политики” (7-ой и 8-ой). Но, в предыдущих (согласно современной классификации) трек книгах (4-ой, 5-ой и 6-ой), по-видимому написанных позже. Аристотель подробно разбирает разнообразные варианты реальных политических форм, их комбинаций и преобразований, на основании собранных им отдельно 158 конституций древнего мира. к сожалению потом утерянных.

Таким образом, вместо абстрактного политического идеала, предметом политической науки становится множество конкретных государственных форм, их комбинаций и мутаций. Сама по себе, такая множественность является характерным признаком человеческих государств, в отличив от однообразных высших организационных форм у животных. Очевидно, что такая множественность осуществляется путем мутаций элементов государства и их разных комбинаций.

История, являющаяся экспериментальным полем политики, показывает, что эти мутации или преобразования государств зависят больше от смены верований населения, чем от территориальных перемен, и даже от смены власти. Так, птоломеевский Египет является продолжением прежнего Египта, несмотря на то, что его фараоны, столица и руководство стали эллинистическими, потому что завоевания Александра Македонского не привели к радикальной перемене верований, а лишь к их синкретическому смешению. Египетская система многобожия лишь обогатилась новыми богами, продолжая сохранять и всех прежних. Но, мусульманский Египет уже совершенно новое государство, потому что с арабским завоеванием одновременно происходит радикальная перемена верований населения, которое даже подменяет свой собственный язык арабским. Точно также, Новоперсидское царство Сасанидов превращается в новое государство, потому что арабское завоевание тоже ведет не только к смене власти, но и к смене верований населения.

Однако самую импозантную государственную мутацию в истории трудно объяснить одной лишь сменой верований. Действительно, после провозглашения религиозной свободы и терпимости святым Константином Великим в 313 году, языческая Римская империя быстро превращается в совершенно новую Христианскую Империю. Но, в данном случае, смена верований не происходит сразу. Она начинается за два с половиной века до этого момента, и продолжается еще некоторое время после него. Что же тогда является причиной этой резкой перемены в государстве? Ведь, все четыре основные элемента государства — территория, население, власть и верования — были практически одними и теми же за день до эдиктов терпимости, как и на следующий день после них. Если эти элементы не изменились, то чем тогда объяснить изменение государства?

Существуют и другие подобные примеры в политической истории. Например, за день до объявления независимого государства Израиль, на той же территории находилось то же население с теми же верованиями и существовала практически та же реальная власть, но этого государства еще не было. Испанское королевство тоже стало совершенно иным через несколько лет после смерти генерала Франко, при том же короле, том же населении, с теми же верованиями.

Очевидно, что помимо уже перечисленных четырех элементов государства, существует еще какой-то другой элемент. Этим пятым элементом является политический строй (режим, конституция) государства. Уже Аристотель ясно различает этот элемент, называя его “политией” (это слово имеет три значения: государство, республика и политический строй):

“Если государство (полис) является сообществом, причем сообществом граждан в рамках политического строя (кинониа полигон политияс), то если изменяется и делается иным политический строй (полития), по необходимости государство тоже перестанет быть прежним. То же мы говорим про хор, что он является одним, когда он комический, и другим, когда он трагический, несмотря на то, что зачастую он состоит из тех же людей... Если говорить про государство, что оно то же самое, то прежде всего надо иметь ввиду его строй, давая ему то же самое имя или другое, населяя его те же самые люди или совершенно другие”. (Политика, 1276 в, 1-6, 10-13).

Политический строй (конституция) фиксирует соотношения между остальными элементами государства, соотношения между властью, территорией, населением и верованиями населения. “Политический строй это организация должностей (буквально: начальств, архас) в государствах, как они распределяются, каковой является верховная власть  (кирион тес политияс) и какая цепь (телос) у сообщества в каждом случае”. (Политика, 1289 а, 15-18). “Политический строй это форма жизни государства (полиса)”. (1295 а, 40).

Провозглашением Израильского государства был коренным образом изменен политический строй на его территории, а радикальной реформой испанской конституции в 1978 году было изменено само испанское государство. Миланскими эдиктам и святого Константина Великого был изменен политический строй империи, для улучшения соотношения между властью и реальным спектром верований населения, что и привело к преображению империи.

Наоборот, февральский и октябрьский перевороты в России исказили и ухудшили это соотношение, т. к. были обманной и насильственной узурпацией государственной власти конспиративными меньшинствами, с верованиями и символикой отличными от народных. Эти меньшинства самозванно, самовольно и незаконно изменили имя и форму государства, навязав ему также и свою символику. Все это нарушило прежнюю гармонию между властью и объективно имеющимися верованиями и бытом народа, и тем самым привело к радикальной перемене государственного строя, а вследствие этого и к установлению совершенно иного государства.

Просмотров: 872
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Народный социологический словарь




Другие новости по теме:

  • «ЛЕВИАФАН, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского»
  • «ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ И ГОСУДАРСТВА
  • «ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ И ГОСУДАРСТВА»
  • БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА
  • Безопасность государства
  • ВТОРИЧНЫЕ ГОСУДАРСТВА
  • ГОСУДАРСТВА ВСЕОБЩЕГО БЛАГОДЕНСТВИЯ ТЕОРИЯ
  • Глава государства
  • Государства Юго-Восточной Азии
  • ДРЕВНИЕ ГОСУДАРСТВА или ПРИМИТИВНЫЕ ГОСУДАРСТВА
  • ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ АППАРАТЫ ГОСУДАРСТВА
  • ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ГОСУДАРСТВА
  • Марксистская (классовая) теория происхождения государства
  • Научные исследования проблем социального государства в современной России
  • ОТДЕЛЕНИЕ ЦЕРКВИ ОТ ГОСУДАРСТВА
  • ОТДЕЛЕНИЕ ЦЕРКВИ ОТ ГОСУДАРСТВА
  • ОТНОСИТЕЛЬНАЯ АВТОНОМИЯ (ГОСУДАРСТВА)
  • Отделение церкви от государства
  • ПЕРЕГРУЖЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВА
  • ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА ТЕОРИИ
  • ПРИМИТИВНЫЕ ГОСУДАРСТВА
  • Перегрузка государства
  • Правовая основа социального государства
  • СЕГМЕНТАРНЫЕ ГОСУДАРСТВА
  • Социологическая наука в условиях тоталитарного государства
  • ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  • Теория государства и права
  • Традиционные государства
  • Функции социального государства
  • ЮВЕНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь