|
АБСОЛЮТИЗМВыражение "абсолютизм" происходит от латинского слова absolutus, причастия от absolvere, разрешать, отрешать, отвязывать, освобождать. В философском смысле, абсолютно то, что "есть само по себе" ("кат авто" по-гречески), что "отделено и отвязанно (отрешенно) от чего бы то ни было" (аЬ аlio solutum), что "независимо" и "ничем не обусловлено", "безусловно", "самостоятельно". В политическом смысле, абсолютизм обозначает отрешенность государственной власти от всякого высшего начала и ее безусловную независимость от общества как такового. Абсолютизм представляет "симметрию отрешений": народ отрешается от всякого участий в государственных делах, а правитель отрешается or постоянной зависимости от духовной (трансцендентной) этической ориентации. (Несмотря на возможные ссылки на трансцендентные истоки абсолютной власти, таковые служат лишь для ее безотзывного и безусловного перманентного оправдания). Однако, это последнее отрешение зачастую имеет лишь декларативный характер. Например, претензии западноевропейского абсолютизма на "просвещенность", указывают на его мистериальную связь с зотерическим иллюминизмом. Абсолютизм отличается от тирании главным образом тем, что исторический абсолютизм имел легитимное происхождение, в то время как тирания почти всегда нелегитимна уже и по своему происхождению. Абсолютизм зарождается в процессе вырождения легитимных политических учреждений, когда ответственность за функционирование таковых сосредотачивается на одном человеке. В Римской империи этим человеком стал император, понимаемый как делегат всего народа, которому принадлежала верховная власть. Этот делегат таким образом, сосредотачивал в себе и верховную и все управительные власти (законодательную, исполнительную и судебную), при одновременном упразднении авторитарных прав сената и авгуров на вето. В западноевропейских монархиях абсолютным властителем становился легитимный монарх, в процессе отмирания или устранения системы политических учреждений и властей, в рамках отхода от христианской макроконституции, выраженной в доктрине Симфонии императора Юстиниана Великого. Абсолютизм отличается от тоталитаризма тем, что последний, как и тирания, не имеет легитимного происхождения и, кроме того, является политической кристаллизацией какой-нибудь идеологии, программатически предвидящей тотальную регламентацию всей общественной жизни. По классификации Аристотеля, который перечисляет пять основных видов монархии, абсолютизм можно отнести к группе "варварских царств". Таковые, "очень близки к тирании, но легитимны наследственны... они управляют в согласии с законом и при согласии своих подданных, а тираны против их воли..." (Политика, 1285 а). Абсолютизм развился впервые в Римской империи, в процессе концентрации всей власти (верховной и управительной) в руках императора и превращения всех римских государственных институций в декоративные учреждения. Лишь реформы святого Константина Великого и учреждение им православной монархии положили конец этому первоначальному абсолютизму, преодолением отрешения верховной власти от всякого высшего начала, ее ограничением христианским учением и симфонией с Христианской Церковью. Во всей своей полноте абсолютизм проявился конкретно в ряде западно-европейских государств в 18 и 19 веках. Он был проявлением упадочной формы монархии, наступившей в результате подмена монархии, являвшейся верховной властью и выражавшей высший нравственный идеал нации, монархией управительной, пытавшейся с помощью централизованной бюрократии взять на себя отправление всех жизненных функций нации. В Западной Европе абсолютизм получил наиболее яркое выражение во Франции, Пруссии и, частично, в Испании. На процессы становления абсолютизма оказало сильное влияние протестантское учение о Церкви, как обществе равных во всем верующих, без всякой иерархии, которые лишь "в видах целесообразности и порядка" (Л. Тихомиров) делегировали особых должностных лиц для осуществления руководства. Затем, была выработана теория, что такое делегирование может быть безусловным, а "осуществление прав руководства" абсолютным. Но, так как европейские нации были жизненно способны к внутренней общественной организации, что не совмещалось с абсолютизмом, то абсолютизм привел западно-евопейскую политическую мысль в противоположную сторону. А именно, к идее возвращения народу его власти, которую он лишь временно доверил своим королям, но которая в принципе является неотчуждаемой и подлежит возвращению во всякое время, чтобы ее затем можно было периодически "переделегировать" "народным представителям". Идеологами абсолютизма можно считать главным образом Жана Бодана (1520-1596). Гуго Греция (1583-1645) и Томаса Гоббса (1588-1679). В знаменитой "Правде вол и монаршей", составленной Феофаном Прокоповичем, теоретические основы монархии излагаются по Грецию и Гоббсу. Именно это и было началом нашего дальнейшего продвижения одновременно по двум непараллельным путям: 1. Нашей собственной монархии, подчиненной высшему духов ному началу собственного народа и ограниченной симфонией с Православной Церковью, соборным строем и широким народным самоуправлением. 2. Западной абсолютной монархией, ничем не ограниченной и подменяющей народные политические учреждения бюрократическими структурами. Такое раздвоение и привело со временем к катастрофе. "Смешение русской монархии с абсолютизмом" завершилось реформами Сперанского, во время императора Александра Первого, когда "нация была подчинена правящему механизму (бюрократии). Верховная власть, по наружности, была поставлена в сосредоточии всех управительных властей. В действительности, она была окружена высшими управительными властями, и отрезана ими не только от нации, но и от остального управительного организма... Общая сложность усовершенствованных бюрократических учреждений, при отсутствии всяких учреждений единящих царя и народ, отрезывала государя от народа своим "средостением", облегчая деспотизм управительных властей и низводя к возможному минимуму свободу самой верховной власти". (Л. Тихомиров). Абсолютизм, как конкретное историческое явление, расцветает в начале нового времени и является первым политическим этапом модернизма, подготовленного так называемыми возрождением и гуманизмом. В данном случае, "возрождение* относилось к возрождению римского дохристианского абсолютизма. Другими словами, это возрождение было реакцией на христианство и на христианскую доктрину симфонии между правильным государственным строем и беспорочным священноначалием. В дальнейшем, абсолютизм ведет к секуляризации государства (у нас при Петре Первом, а затем при Екатерине Второй), к созданию отдельных национальных государств и к международной политика равновесия между ними, к меркантилизму и протекционизму в экономических отношениях. Ликвидируя христианское наследив, абсолютизм возвращается вспять к политической идее последнего периода римского языческого государства о "делегировании" народом власти, и перебрасывает эту идею в последующие этапы модернизма, под видом так называемого "народного представительства". Общим знаменателем этой идеи, на всех ее трех этапах (языческого цезаризма, абсолютизма и либерализма), является оправдание бюрократической или олигархической узурпации управительной власти и отстранение народа от прямого участия в государственных делах.
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Народный социологический словарь Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|