ЗАЩИТА

- сознательная или бессознательная деятельность человека, предусматривающая сохранение его жизни и обеспечивающая такое разрешение внутрипсихических конфликтов, которое в силу внешних обстоятельств и внутренних стремлений оказывается приемлемым для него. В психоанализе под З. понимается прежде всего и главным образом бессознательная деятельность человека, направленная против сексуальных, эгоистических и деструктивных влечений, неприятных воспоминаний и различного рода фантазий, непосредственная реализация или репродукция которых способна привести к нарушению целостности психической организации человека.

Понятие "З." было использовано З. Фрейдом при попытках психологического объяснения истерии, фобий, навязчивых представлений и галлюцинаторных психозов. В статье "Защитные невропсихозы" он провел различие между гипноидной истерией, неотреагированной истерией и истерией З., тем самым высказав первые представления о З., которые впоследствии легли в основу его некоторых психоаналитических идей, в частности в основу концепции вытеснения. Согласно его предположениям, З. направлена против невыносимого для человека представления с целью ослабления его посредством отделения от него аффекта и отвода этого аффекта из психики в соматику. Смещенный аффект обладает способностью возвращения из соматической области к первоначальному представлению, что может породить истерический припадок. Если невыносимое, болезненное представление имеет тесную связь с реальностью, то З. от него может привести к галлюцинаторному психозу, как отказу от реальности.

В написанной совместно с И. Брейером работе "Исследования истерии" (1895) Фрейд рассматривал З. в качестве важного фактора, способствующего возникновению одной из форм истерии. Здесь же он впервые, пожалуй, наряду с З. использовал термин "вытеснение", говоря о том, что патогенное воспоминание вытесняется исходящей от Я психической силой. В статье "Еще несколько замечаний о защитных невропсихозах" Фрейд высказал мысль о том, что З. является "ядром психического механизма", ведущего к возникновению невротических заболеваний. Как и в предшествующей работе, в данной статье понятия "З." и "вытеснение" используются Фрейдом в качестве равнозначных, взаимозаменяемых. Одновременно Фрейд предпринял попытку рассмотрения различных форм З., проведя различие между "первичной З.", в которой решающую роль играют чувства стыда и совести, и "вторичной З.", приобретающей значение навязчивого побуждения, превращающегося в навязчивые действия. "Первичная З." служит для поддержания внешнего здоровья человека, в то время как "вторичная З.", осуществляемая под воздействием возвращения вытесненных воспоминаний, порождает компромиссные образования в форме невротических симптомов типа разнообразных навязчивых действий. Словом, в статье "Еще несколько замечаний о защитных невропсихозах" речь шла, фактически, о различии между нормальной и патологической З., к которым может прибегать человек в процессе своей жизнедеятельности.

Столь значительное внимание к проблеме З. было уделено Фрейдом как раз в тот период его исследовательской и терапевтической деятельности, когда он ввел в научный обиход термин "психоанализ". На начальном этапе становления психоанализа проблематика З. в ее различных ракурсах занимала не последнее место в его концептуальных построениях. Так, в работе "Психопатология обыденной жизни" З. рассматривалась им не только с точки зрения раскрытия психологии невротиков, но и в плане осмысления природы такого феномена, как забывание. С одной стороны, Фрейд подчеркивал, что "стихийное стремление к защите от представлений, могущих вызвать ощущение неудовольствия, стремление, с которым можно сравнить лишь рефлекс бегства при болезненных раздражениях, приходится отнести к числу главных столпов того механизма, который является носителем истерических симптомов". При этом он был далек от утверждения того, что тенденция З. всегда в состоянии одержать верх, и не исключал возможность отнесения ее к низшей психической инстанции, которая может парализоваться другими, высшими инстанциями. С другой стороны, основатель психоанализа сводил к тенденции З. такие явления, как случаи забывания, и считал, что "там, где это возможно, тенденция защиты передвигает свою цель и устраняет из нашей памяти хотя бы не что иное, не столь важное, но находящееся в ассоциативной связи с тем, что, собственно, и вызвало отпор". Однако по мере становления и развития психоанализа понятие З. все более уходило у него на задний план,  в то время как на передний план  стали выдвигаться представления о вытеснении.

Первые три десятилетия развития психоаналитической теории и практики как раз и прошли под знаком усиленного внимания Фрейда и других психоаналитиков к проблемам вытеснения и сопротивления. Позднее, во второй половине 1920-х, после того как в центре психоаналитических исследований оказались не только процессы вытесненного бессознательного, но и те психические процессы, которые были вызваны к жизни деятельностью Я и Сверх-Я, он вновь вернулся к рассмотрению проблемы З. В работе "Торможение, симптом и страх" Фрейд не только провел различие между вытеснением и З., но и высказал мысль о том, что использование понятия "З." имеет свои преимущества, т.к. расширяет представление о приемах, которые использует Я для возможного разрешения внутрипсихических конфликтов и которые способны привести к невротическим заболеваниям. При этом он подчеркнул, что накопленные психоаналитические знания о возникновении симптомов, истерии и неврозе навязчивости послужили достаточным основанием, чтобы воспользоваться старым понятием "З.", которое может охватить все процессы, обеспечивающие "защиту Я от требований влечений", и включить в это понятие вытеснение, "как один специальный случай". Кроме того, следует, как заметил он, принять во внимание возможность, что углубление исследований откроет тесную связь между "особыми формами защиты" и определенными заболеваниями. Работа Фрейда "Торможение, симптом и страх" была переведена на русский язык под названием "Страх" в 1927. В русскоязычном издании вместо понятия "З." использован термин "отражение", что может ввести в заблуждение тех, кто обращается к идейному наследию Фрейда. Последующие переиздания данной работы осуществлялись, как правило, с издания 1927 и, следовательно, в них сохраняется терминология, затрудняющая понимание важного момента в развитии классического психоанализа, а именно, возвращение к использованию понятия "З.".

Одиннадцать лет спустя в работе "Анализ конечный и бесконечный" Фрейд обозначил "действие защит в Я" как "изменение Я", если понимать под этим "дистанцию от фиктивного нормального Я", которое является союзником в аналитической работе. Одновременно он высказал соображения, согласно которым противодействующий "защитным устремлениям Я" количественный момент силы влечений устанавливает предел эффективности аналитической работы, благодаря которой контроль над влечениями становится лучше, но по-прежнему остается несовершенным, поскольку "преобразование защитных механизмов не является полным". Высказанные Фрейдом в различное время идеи о защитах Я от бессознательных влечений и их действии в психике человека послужили отправной точкой для ряда психоаналитиков, уделивших основное внимание в своей исследовательской и терапевтической деятельности защитным механизмам Я.

В.М. Лейбин

Просмотров: 845
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко., 2003 г.




Другие новости по теме:

  • (Грамматически о гласном): обоюдный, т.е. тот, который может быть и долгим и кратким
  • (Из психоанализа) Рациональная часть личности, защищающая интересы личности в целом и выступающая посредником между инстинктивными потребностями (Оно) и социальными запретами (Сверх-Я).
  • АКТИВНАЯ РОЛЬ (ПСИХОЛОГА, КЛИЕНТА) В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ (В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ)
  • В процессе воспитания человека необходимо ввести науку совести
  • Европейская конвенция по правам человека (Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод)
  • Здоровый образ жизни человека
  • МЕЖДУ РЕАКЦИЯМИ, ВРЕМЯ (МРВ)
  • ОБЪЕКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЧИНЫ НЕУМЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА ПРИВЛЕКАТЬ К СЕБЕ ВНИМАНИЕ
  • ОТЧЕТ О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ (ОТЧЕТ О НИР)
  • Основные события в жизни человека
  • ПОЛОЖЕНИЕ НА РАБОТЕ
  • ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА В СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ
  • Продолжительность жизни человека
  • РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ ИСТИНОЙ И ЗНАЧЕНИЕМ
  • Различие между действующим лицом и наблюдателем
  • Различие между действующим лицом и наблюдателем
  • Реципрокный паттерн взаимодействия, при котором событие может одновременно быть следствием предшествующего и причиной последующего события.
  • СМЫСЛ ЖИЗНИ (человека)
  • СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
  • СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
  • Смысл жизни человека
  • Способность системы достичь одного и того же конечного состояния при различных условиях.
  • Стадии жизни человека
  • ТЯЖЕЛЫЕ ПЕРИОДЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
  • ФРЕЙД (FREUD) АННА (1895-1982)
  • ФРЕЙД (FREUD) Анна (1895-1982)
  • Фрейд Анна | FREUD, ANNA (1895-1982)
  • Фрейд:Cудьбы влечений
  • Цель жизни Человека
  • замещение (термин психоанализа)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь