СУБЪЕКТ МАЛОГО БИЗНЕСА в переходной экономике

- физическое или юридическое лицо, испытывающее повышенные риски в осуществлении предпринимательской деятельности в связи с неоформившимся законодательством в экономической и правовой сферах, а также в связи с социально-психологическим отторжением этой деятельности основной массой населения, занятого в общественном производстве.

Согласно статистическим данным 2001, в Беларуси в сфере малого бизнеса работали 7,6% от всех занятых в экономике, а объем произведенной продукции (работ, услуг) составил 15,5% от всего объема ВВП, что говорит о высоких потенциальных возможностях малого бизнеса и о необходимости со стороны государства обеспечения условий, стимулирующих расширение предпринимательской деятельности за счет действенных налоговых и денежно-кредитных механизмов.

Согласно результатам сплошного социологического опроса, проведенного автором в Брестской области (2002), собирательный образ современного белорусского предпринимателя - это мужчина в возрасте 30-39 лет, со средним специальным или высшим образованием, нередко имеющий опыт руководящей работы, состоящий в зарегистрированном браке и имеющий одного-двух детей. Основная сфера деятельности - торговля, в которой заняты 63,5% опрошенных, далее следуют коммерческо-посредническая деятельность - 16,8%, производство продукции - 10,2%, консультативная и финансово-кредитная деятельность - 2,9% и 2,3% соответственно, прочие виды деятельности - 3,2%. В условиях переходной экономики, характеризуемой отсутствием рыночной инфраструктуры, необходимой для развития предпринимательства, а также относительно низкого уровня денежных накоплений и практического опыта, такая сфера малого бизнеса, как производство продукции, не играет той роли, которая ей полагается как двигателю экономического прогресса.

Нестабильное законодательство в экономической и правовой сферах формирует скорее пессимистичное отношение предпринимателей к происходящим в республике экономическим переменам. Одобряя в целом новые экономические реформы, они тем не менее не видят перспектив для себя. Так, 79% предпринимателей считают, что государство должно обеспечивать лишь общее направление экономических преобразований, а 17% отметили необходимость их жесткого регулирования. В становлении нового типа экономики частный сектор, по мнению почти половины респондентов, должен получить приоритетное развитие. Несовершенство законодательной базы приводит к тому, что 1/3 респондентов считают практически невозможным заниматься бизнесом не нарушая законодательства, а 2/3 - что можно, но с большим трудом.

Переход от плановой к рыночной системе хозяйствования породил не только новый социальный слой бизнесменов, но и достаточно устойчивые системы по сути криминализированных экономических отношений. В выигрыше, согласно выражению М. Вебера , оказывается капитал, "ориентированный на политику", т.е. на внешнеэкономические структуры и формы деятельности. "Сращенность" капитала с властными структурами любого масштаба выступает своего рода гарантией получения различных льгот, а нередко и защиты от справедливого наказания. Государственно-управленческая должность сама по себе превращается в средство предпринимательства, т.е. в средство извлечения прибыли, связанное с риском.

Столкнувшись с реалями "свободного" рынка, жесткой (часто недобросовестной) конкуренцией, предприниматели мало верят, что состояние появившейся прослойки богатых людей нажито честным и добросовестным трудом или же получением богатого наследства. По мнению 2/3 респондентов нынешние нувориши разбогатели посредством жульнических махинаций, благодаря удачному стечению обстоятельств, в результате преступных действий, за счет использования служебного положения. Финансовую сторону своего бизнеса 1/2 опрошенных предпринимателей оценивают ненадежным, что можно объяснить и чисто психологическим фактором, связанным с ежедневным коммерческим риском.

Учитывая, что сегодня в массовом сознании доминирует негативный образ "нового белоруса", предпринимателям было предложено назвать положительные и отрицательные качества, присущие им самим. В абсолютном большинстве ими были отмечены в качестве положительных - энергичность и инициатива, трудолюбие, хорошие организаторские способности, профессионализм и компетентность. В качестве отрицательных свойств, выделенных почти половиной респондентов, - готовность "обходить" законы, стремление к легкой наживе, рвачество и способность пойти на правонарушения ради обогащения, зависть и "нечестная конкуренция".

Таким образом, С.М.Б. переходного периода экономики во многом формируется издержками этого периода - этапом, который М. Вебер называл "архаическим капитализмом". Суть этого этапа состоит в том, что возникает и используется возможность обогащаться любыми способами в условиях еще не сложившегося законодательства, неразработанных социальных норм и моральных стандартов. Совершенствование нормативно-правовой базы и лояльная по отношению к малому бизнесу политика государственных структур - необходимые предпосылки успешной деятельности предпринимателей.

И.А. Андрос

Просмотров: 909
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко., 2003 г.




Другие новости по теме:

  • «ЧТО ДЕЛАТЬ?
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • «ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?»
  • Делать вид, что не понимаешь
  • Знание “что”
  • ЗНАНИЕ ЧТО
  • ИГРА КАК ОБЛАСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЖИЗНИ
  • МЕРЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛЫХ
  • Мудролюбие, что и любомудрие
  • Новый класс предпринимателей
  • Общение в экстремальных условиях деятельности
  • Опросник для выявления выраженности самоконтроля в эмоциональной сфере, деятельности и поведении
  • Опросник для диагностики структуры эмоциональности в профессионально-педагогической деятельности
  • Показатели развития профессиональных знаний и умений, необходимых педагогам для медиаобразовательной деятельности
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА
  • СИСТЕМА или ЭТАЛОН ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • СОЦИОЛОГИЯ БИЗНЕСА (ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА)
  • СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • СФЕРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • ТЕХНИКА КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • ТЕХНОЛОГИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • То, что неподвластно забвению, правда, истина, верность, искренность, правдивость, истинность
  • Убеждение, как форма деятельности
  • Упирать на что-л
  • Формы организации образовательной деятельности детей
  • Что такое русская идея?
  • ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?
  • ЭТИКА БИЗНЕСА
  • Я знаю, что ничего не знаю



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь