СОЦИАЛЬНОЕ РАВЕНСТВО

- понятие, обозначающее одинаковое социальное положение  людей, принадлежащих к различным социальным классам и группам. Идея С.Р. как принципа организации общества в различные исторические эпохи понималась по-разному. Философия античного мира, начиная с Платона, пыталась разрешить проблему выбора между Р. и сословными привилегиями через формулу: "Каждому свое": Р. в рамках каждого сословия и неравенство сословий между собой. В христианской философии средневековой Европы Р. являлось религиозной нормой, определяющей отношение людей к Богу ("перед Богом все равны") и не имеющей никакого отношения к сословному неравенству в обществе. Все эти философско-этические взгляды на проблему заслуг и вознаграждения отражали социально-политическую специфику сословно-кастовых обществ: 1) наследственность привилегий или бесправия; 2) религиозно-юридический характер общественной дифференциации. Но уже в социальных утопиях Возрождения и в философии Просвещения идея С.Р. приобретает светский характер, ставится вопрос о природном Р. людей. В период становления буржуазного общества этот тезис взяли на вооружение прогрессивные идеологи, и феодально-сословному миропорядку были противопоставлены идеи "свободы, Р. и братства". Произошла настоящая революция во взглядах людей на содержание принципа "каждому по делам его": оценка заслуг и, соответственно, распределение благ определялись уже не принадлежностью индивида к той или иной группе, а его личными свойствами и заслугами. Эти идеи отразились в "Декларации прав человека и гражданина" во Франции и в петровской "Табели о рангах" в России. Грань между группами (сословиями и классами) теперь стала только фактической, а не юридической. Главный упор делался на Р. всех граждан перед законом в плане Р. гражданских свобод и формально равных возможностей преуспеть ("идеал Р. шансов", выдвинутый буржуазными революциями в Европе). Идея С.Р. постепенно приобретает форму принципа "каждому по его капиталу". Капитал, обладание им становится одновременно и главным условием неравенства, при котором люди имеют неравный доступ к таким социальным благам, как деньги, власть и престиж.

В 19 в. многие социальные философы, начиная с Сен-Симона , Токвиля с его знаменитой книгой "Демократия в Америке", стали указывать на явную тенденцию к значительному возрастанию Р. на более высоких уровнях индустриального развития. Так, Токвиль писал, что процесс уравнения идет в Европе уже 700 лет и достижение политического Р. является первой фазой всемирной демократической революции, за которой последует и экономическая революция, когда встанет вопрос о собственности. Он первым обратил внимание на такие дилеммы демократии, как Р. свобода, Р. и справедливость: "Мы не можем помешать равенству, не от нас зависит, к чему оно приведет - к свободе или рабству, к варварству или просвещению, к нищете или процветанию". Эту же тенденцию отмечал и Сорокин, указывая, что процесс уравнения идет в мировом масштабе два последних века, хотя он далеко еще не закончен, и 20 в. выдвинул политические, экономические и социальные теории, проходящие под знаком "трудовых", где идея С.Р. воплощается в формуле: "Каждому по степени его личного социально полезного труда".

Современные социальные концепции, затрагивающие проблему С.Р. и неравенства, достаточно условно можно разделить на два направления: 1) концепции, которые отстаивают тезис, что неравенство - естественный способ выживания общества - теории функционализма (Дюркгейм - , К. Дэвис, В. Мур и др.), теория статусных групп М. Вебера и др.; 2) концепции, в которых утверждается, что возможно установить С.Р. и уничтожить или свести к минимуму экономическое неравенство путем социальных революций или на основе реорганизации экономической и социальных систем. К ним относятся теория классов Маркса, различные социал-демократические теории (демократический, этический, кооперативный социализм и т.д.), теории "социального государства".

Е.М. Прилепко

Просмотров: 883
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко., 2003 г.




Другие новости по теме:

  • F68.1 Умышленное вызывание или симулирование симптомов или инвалидности физического или психологического характера (поддельное нарушение)
  • «О ЧЕЛОВЕКЕ, ЕГО УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЯХ И ЕГО ВОСПИТАНИИ»
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • АБСТРАКТНАЯ ИДЕЯ (ИЛИ КАЧЕСТВО)
  • ВСЕ ИЛИ НИЧЕГО, ЗАКОН
  • ДООПЕРАЦИОНАЛЬНАЯ СТАДИЯ (или УРОВЕНЬ, или ПЕРИОД)
  • Ильин:Человек, его душа и его собственность. Критика коммунизма
  • КОНКРЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ, СТАДИЯ (или УРОВЕНЬ, или ПЕРИОД)
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • НЕПРЕДВИДЕННЫЕ ИЛИ НЕПРЕДНАМЕРЕННЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ (СОЦИАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ)
  • ОБЩЕСТВА ИНДУСТРИАЛЬНОГО ТЕОРИИ
  • Основные идеи и этапы развития критической теории общества Хоркхаймера, Адорно, Маркузе
  • Паскаль: человек перед лицом истины и бесконечности. Его величие и ничтожество
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • Понятие априорного и его роль в кантовской теоретической философии
  • Понятие об ощущении и его физиологической основе
  • ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ, или область объектов теории,универсум рассуждения
  • ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ, или: Универсум рассуждения, область теории
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА
  • РАЗВИТИЯ (теории, или генетический метод)
  • СЕНСОМОТОРНАЯ СТАДИЯ (или УРОВЕНЬ, или ПЕРИОД)
  • Специальные социологические теории, или Теории среднего уровня
  • СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом
  • ФОРМАЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ СТАДИЯ (или УРОВЕНЬ, или ПЕРИОД)
  • Хазарыкочевой тюрко-язычный народ, появившийся в Восточной Европе после гуннского нашествия (4 в.). В 60-х гг. 6 в. были покорены Тюркским каганатом. С середины 7 в, создали Хазарский каганат. После его падения растворились в среде тюркских кочевых н
  • ХАРАКТЕР И ЕГО ОТКЛОНЕНИЯ
  • ХАРАКТЕР И ЕГО ОТКЛОНЕНИЯ
  • Частные, или специальные, теории
  • Что такое русская идея?
  • ЭКСКУРС В ПРОБЛЕМУ: КАК ВОЗМОЖНО ОБЩЕСТВО?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь