РОТХАКЕР (ROTHACKER) Эрих

(1888-1965) - немецкий философ, культуролог и культур-социолог, один из основоположников (наряду с М.Ландманом) версии философской антропологии как культурной антропологии. В 1920-е работал в подходе немецкой исторической школы К. Лампрехта. В 1930-е попал в круг идей Шелера, что предопределило его поворот к философской антропологии. Переинтерпретировал ряд семиотических и кибернетических идей немецкого биолога Я. фон Икскюля. Оппонировал биоантропологической версии философской антропологии (особенно Гелену - ). Ученик Дильтея , у которого наследовал концепцию "наук о духе" и идею исторической обусловленности познания. Являлся издателем его теоретического наследия. Многие разработки Р. близки духу последней работы Э. Кассирера "Что такое человек? Опыт философии человеческой природы" (1944) и концепции "герменевтической логики" Х. Липпса. В поздних работах Р. переинтерпретировал концепцию "жизненного мира" Э. Гуссерля. Значительную часть жизни Р. проработал в Боннском университете, где принял в 1929 должность профессора. Основные работы: "Логика и система наук о духе" (1927); "Философия истории" (1934); "Слои личности" (1938, программный труд); "Военное значение философии" (1944); "Проблемы культурной антропологии" (1948); "Человек и история" (1950); "Философская антропология" (1956); "К генеалогии человеческого сознания" (1966) и др.

В своих теоретико-методологических установках Р. исходил из необходимости: 1) преодолеть односторонность как эмпиризма (сведение к обьекту), так и априоризма (неспособность связать свой дискурс с опытом и историей) в подходе к человеку; 2) сместить акцент в анализе проблематики человека с его негативных определений (линия Гелена с ее тезисом о принципиальной биологической "недостаточности" человека как животного) на позитивные. В единстве своей предметности и духовной субьективности человек может быть понят только как целостность и конкретность, задающие "содержательность" любым дискурсом философской антропологии. Он всегда погружен в определенную жизненную ситуацию с соответствующим горизонтом мировосприятия (переживаний), исходя из которого и строится его деятельностная активность. Люди всегда принадлежат определенным обществам, образующим их специфическую среду, и самореализуются во вполне конкретных культурах (этнических и языковых с их неповторимыми традициями и установками). Культура задает "жизненные стили" как формы самовыражения индивида. В них человек "ведет себя" и относится к "самому себе", в них он постоянно "переводит себя", обьективируя "свое внутреннее". Тем самым он реализуется как творческая историческая личность, конструирующая "свои миры". В стилистике человеческого поведения ничего изначально природно не задано, она постоянно формируется и поддерживается деятельностным усилием, выражает то, что человек сам из себя делает (в этом ключе Р. исследует такие формы специфически-человеческого выражения, как стыд, смущение, замешательство и т.д.). И тем не менее человеческое начало двойственно - оно и дано, и задано, что изначально делает его "подлинность" (аутентичность, идентичность) проблемой. Индивид всегда оказывается "между" (подлинным и неподлинным, истинным и неистинным). Он застает созданное до себя как "данность" (как уже оформленный "материал") и имеет свой проект, подлежащий реализации как "заданность" ("человек живет в мире феноменов, которые он высветил прожектором своих жизненных интересов и выделил из загадочной действительности"). Тем самым Р. накладывает ограничения на тезис об "открытости человека миру", ведь индивиду доступно лишь то, что "высветлено" (т.е. лишь определенные по отношению к конкретным ситуациям жизни "аспекты мира").

По Р., как целостность и конкретность (бытия и сознания, практики и переживания) человек сложно организован, содержит в себе три "слоя": 1) вегетативной и животной жизни; 2) определяемого влечениями и чувствами "Оно"; 3) мыслящего и самопознающего "Я", - подчиняющихся только им имманентным закономерностям. Конституирующим же собственно человеческое выступает "третий слой", открывающий (точнее - приоткрывающий) человека миру, требующий его самовыражения в культуре (как ответе на вызов природы). Здесь Р. следует идее Плеснера о позициональном дистанцировании человека по отношению к миру и к самому себе как условии раскрытия его "человечности", но максимально "стягивает" ее на тематизмы культурного бытия, бытия культурой (в стилистиках культуры). Личность (во взаимодействии с другими) сама формирует свои "духовные ландшафты" (которые всегда "скрыто" антропоморфны как результат избирательного отношения к миру), конституирует собственные "практики жизни" как совместный с другими (внутри целостных общностей людей) "тотальный" ответ на ситуацию, в которую она заброшена волею судьбы и обстоятельств. "Система" же культуры включает в себя пять относительно автономных "подсистем": язык, хозяйство, искусство, религию, сферы государства и права. Акцентируя какую-либо из них или конфигурируя их индивидуальные сочетания, человек и задает стилистику собственной жизни как обнаруживающую структуры его бытия (т.е. жизненного мира как искусственной среды и жизненного пространства различения своих различий-отличий). "Я"-сознание, соотносясь с "Мы"-сознанием, обьективирует себя в культуре прежде всего посредством языка. Да и весь жизненный мир  человека есть то, что им интерпретировано и истолковано ("лишь с появлением мореходства появляются бухты").

По Р., "с каждым вполне понятным словом мир изменяется... Сказанное тотчас же включается в мир, уже существующий". Человек, будучи существом творческим (и в этом отношении даже "демоническим"), есть "не пучок, не сумма, не нагромождение извне данных ощущений, но субьект, центр и исходный пункт активности", пункт активности "как свободы и нравственной силы". И в этом своем модусе он всегда есть "тайна", разгадать которую и призвана философская антропология.  Последняя же по определению всегда должна быть культурной антропологией - Kulturanthropologie (Р. автор этого термина в немецкоговорящей традиции), которую следует отличать от эмпирически и этнологически ориентированной британо-американской cultural anthropology.

Исходныe установки Kulturanthropologie, по Р., вытекают из ее принципов: 1) предметности (конституирования предмета в сознании), 2) личности (как исходной точки дискурса), 3) значимости артикуляции только экзистенциально ценного - и нацелены на исследование культурно-практических структур исторического сознания (переживаемого жизненного мира). Культур-антропология, согласно Р., призвана стать: 1) общеметодологической рефлексией для "наук о культуре", 2) средством выработки обобщенной точки зрения, позволяющей совмещать в себе разнонаправленные культурные перспективы.

В.Л. Абушенко

Просмотров: 538
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко., 2003 г.




Другие новости по теме:

  • АВТОНОМНЫЙ ЧЕЛОВЕК и ПЛАСТИЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК
  • ВНУТРЕННЯЯ КОЛОНИЗАЦИЯ ЖИЗНЕННОГО МИРА
  • Здоровый образ жизни человека
  • КОЛОНИЗАЦИЯ ЖИЗНЕННОГО МИРА
  • МЕЖЭТНИЧЕСКОЕ РЕКОНСТРУИРОВАНИЕ ЖИЗНЕННОГО МИРА
  • Наговаривать самому на себя
  • ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
  • Основные события в жизни человека
  • Продолжительность жизни человека
  • Профессиональное общение в системе «Человек-Человек»
  • РЕАЛЬНОСТЬ И ЧЕЛОВЕК. Метафизика человеческого бытия
  • СИСТЕМА «ЧЕЛОВЕК—МАШИНА»
  • СМЫСЛ ЖИЗНИ (человека)
  • СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
  • СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
  • СЦЕНАРИЙ «ВСЕГДА» (ALWAYS SCRIPT)
  • Смысл жизни человека
  • Стадии жизни человека
  • ТЯЖЕЛЫЕ ПЕРИОДЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
  • Утрата близкого человека в кросс-культурной перспективе
  • Цель жизни Человека
  • ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ. Исследование психологических проблем этики
  • ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ. Исследование психологических проблем этики
  • ЧЕЛОВЕК, ЛИЧНОСТЬ, ОБЩЕСТВО
  • Человек – индивид – личность – индивидуальность
  • Человек в контексте традиционных культур. Человек как манифестация атмана
  • Человек в мире тьмы вещей
  • Человек и культура
  • Человек и личность
  • Человек культуры



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь