ПСИХОАНАЛИЗ

- понятие, введенное З. Фрейдом для обозначения нового метода изучения и лечения психических расстройств. Впервые понятие "П." он использовал в статье об этиологии неврозов, опубликованной сперва на французском, а затем на немецком языках, соответственно 30 марта и 15 мая 1896. Предыстория возникновения П. начиналась с так называемого катартического метода, использованного австрийским врачом И. Брейером при лечении случая истории молодой девушки в 1880-1882. Связанная с катарсисом (очищением души) терапия основывалась на воспоминаниях о переживаниях, вызванных к жизни душевными травмами, их воспроизведением в состоянии гипноза и соответствующим "отреагированием" больного, которое ведет к исчезновению симптомов заболевания.

История возникновения П. началась с отказа Фрейда от гипноза и использования им техники свободных ассоциаций. На смену гипноза приходит новая техника, основанная на том, что пациенту предлагается свободное высказывание всех мыслей, возникших у него в процессе обсуждения с врачом тех или иных вопросов, рассмотрения сновидений, построения гипотез, связанных с поиском истоков заболевания. Переход от катартического метода к П. сопровождался разработкой техники свободных ассоциаций, обоснованием теории вытеснения и сопротивления, восстановлением в правах детской сексуальности и толкованием сновидений в процессе изучения бессознательного. По словам Фрейда, учение о вытеснении и сопротивлении, о бессознательном, об этиологическом (связанном с происхождением) значении сексуальной жизни и важности детских переживаний являются "главными составными частями учения о психоанализе".

Развитие П. сопровождалось вторжением психоаналитический идей в разнообразные сферы знания, включая науку, религию, философию. По мере его выхода на международную арену само понятие П. стало столь распространенным и широко используемым в медицинской, психологической и культурологической литературе 20 ст., что превратилось в многозначное и неопределенное. Первоначально данное понятие означало определенный терапевтический прием. Затем оно стало названием науки о бессознательной душевной деятельности человека. И, наконец, превратилось в расхожее понятие, применимое едва ли не ко всем сферам жизнедеятельности человека, общества и культуры. Неопределенность в трактовке понятия П. отчасти вызвана неадекватной интерпретацией со стороны многих исследователей тех или иных идей и концепций, которые в свое время были выдвинуты Фрейдом. Однако не только этим объясняется многосмысленность данного понятия. Дело в том, что в работах самого Фрейда содержатся многочисленные определения П. Они не только дополняют друг друга, но подчас вступают в противоречие между собой, что затрудняет адекватное понимание П. как такового. В различных работах Фрейда встречаются следующие определения П.: П. - часть психологии как науки и представляет собой незаменимое средство научного исследования, способ исследования психических процессов, учение о психически бессознательном; П. - это орудие, которое дает возможность Я овладеть Оно; любое исследование, признающее факты переноса и сопротивления, как исходные положения работы, можно назвать П.; это вспомогательное средство исследования в разнообразных областях духовной жизни; П., не научное, свободное от тенденциозности исследование, а терапевтический прием; это один из видов самопознания; П. - искусство истолкования ошибочных действий, сновидений, симптомов заболеваний; он - нечто среднее между медициной и философией; это работа, при помощи которой в сознание больного вводится вытесненное им в его душевной жизни; и, наконец, П. - метод лечения нервнобольных. Таким образом, диапазон трактовок П. у Фрейда довольно обширен.

Для большей ясности в этом вопросе ему самому понадобилось уточнение в определении названия П., что и было сделано им в энциклопедической статье "Психоанализ" и "теория либидо". В этой статье он подчеркнул, что П. называется: 1) способ исследования психических процессов, иначе недоступных пониманию; 2) основанный на этом исследовании метод лечения невротических расстройств; 3) возникший в результате этого ряд психологических концепций, постепенно развивающихся и складывающихся в новую научную дисциплину. Если за исходное определение взять данную Фрейдом какую-то одну трактовку, то тем самым ускользает почва для адекватного понимания П. Поэтому нет ничего удивительного в том, что до сих пор среди различных исследователей ведутся дискуссии по поводу трактовки значения, смысла и определения П. Является ли П. наукой, способной к объективному изучению и объяснению бессознательных влечений и желаний человека? Представляет ли он собой герменевтику, т.е. искусство истолкования сновидений, текстов художественных произведений, явлений культуры? Или П. - это один из методов лечения, используемых в психотерапии? Ответы на поставленные таким образом вопросы зависят от того, под каким углом зрения рассматривается психоаналитическое учение Фрейда о человеке и культуре. Например, вопрос о научном статусе П. остается проблематичным, несмотря на все усилия опытным путем подтвердить или опровергнуть различные психоаналитические идеи и концепции. Одни исследователи считают, что П. является такой же естественной наукой, как, скажем, химия или физика. Другие заявляют о том, что П. не отвечает требованиям науки и представляет собой не что иное, как миф, интеллектуальное заблуждение одаренного воображением человека, каким был Фрейд. Вопрос об эффективности П. как метода лечения психических расстройств также остается открытым. Его сторонники убеждены, что П. является эффективным средством лечения там, где оказывается бессильной психиатрия, ориентированная на медикаментозное лечение. Его противники считают, что П. - дорогостоящее удовольствие, не приносящее реального выздоровления. Приходится считаться с реальным фактом многозначности определения П. как его сторонниками и противниками, так и самим его основателем. Однако это не должно служить помехой для выявления специфики П.

Прежде всего важно иметь в виду, что основной предпосылкой П. является разделение психики на сознание и бессознательное. Психоаналитик не считает сознание сутью психики. Он исходит из того, что бессознательные влечения и желания предопределяют мышление и поведение человека. Уходя своими корнями в травмирующие психику ребенка переживания детства, бессознательные влечения и желания сексуального и агрессивного характера приходят в столкновение с существующими в обществе нравственными и культурными нормами, порождая тем самым внутрипсихические конфликты. Разрешение этих конфликтов осуществляется путем вытеснения из сознания "дурных" влечений и желаний. Вытесненные из сознания влечения и желания не исчезают бесследно. Они загоняются в глубины человеческой психики и так или иначе, рано или поздно дают знать о себе. Благодаря механизмам сублимации (переключения сексуальной энергии на социально одобренные цели) они могут выливаться в художественное творчество. Далеко не все люди обладают подобной способностью. Вытесненные влечения и желания могут подтолкнуть человека к "бегству в болезнь", к возникновению психических расстройств, вызванных как внешними, так и внутренними факторами, предопределившими невротический способ разрешения стоящих перед человеком проблем и противоречий жизни. В теории П. нацелен на выявление смысла и значения бессознательного в жизни человека, на раскрытие и понимание механизмов функционирования человеческой психики. Этому способствуют различные психоаналитические предположения, допущения, гипотезы и идеи, на основе которых сделаны следующие умозаключения: в психике нет ничего случайного; психическая жизнь является функцией аппарата, ответственного за расположение психических процессов в пространстве; ранние стадии психосексуального развития ребенка заметно сказываются на мышлении и поведении взрослого человека; события первых лет имеют первостепенное значение для всей дальнейшей жизни; эдипов комплекс  является не только ядром неврозов, но и источником возникновения нравственности, морали, религии, общества, культуры; психический аппарат состоит из трех сфер или областей - бессознательного Оно (включающего в себя все то, что наследуется, присутствует при рождении и заложено в конституции, т. е. прежде всего влечения и инстинкты, берущие свое начало в соматической структуре и находящие свое психическое проявление в неосознаваемых формах), сознательного Я (наделенного функцией самосохранения и контроля над требованиями Оно, стремящегося к избежанию неудовольствия и получению удовольствия) и гиперморального Сверх-Я , олицетворяющего собой авторитет родителей, социальные идеалы, совесть; основополагающие влечения человека - влечение к жизни (Эрос) и влечение к смерти, включающее в себя инстинкт разрушения; мышление и поведение человека осуществляется под воздействием различных психических механизмов и процессов, среди которых наиболее значимыми представляются такие, как вытеснение, подавление, регрессия, проекция, интроекция, идентификация, сублимация и некоторые другие; психоаналитическое понимание работы психики предполагает метапсихологический подход, основанный на топическом (по месту расположения бессознательного, предсознательного и сознательного), динамическом (переход из одной системы в другую) и экономическом (количественном распределении психической энергии или катектировании либидо) видении психических процессов.

В клинической практике П. ориентирован на устранение невротических симптомов, включающее в себя осознание пациентом бессознательных влечений и желаний с целью понимания и последующего сознательного разрешения внутрипсихических конфликтов, что предполагает терпеливую работу аналитика по выявлению различных видов подавления, вытеснения, сопротивления, переноса, "потребности быть больным и страдающим", возникающих как в повседневной жизни анализируемого, так и в процессе психоаналитической терапии. Используя различные аналогии, Фрейд сравнивал психоаналитическую терапевтическую работу с работой химика (химический анализ), археолога (раскопки древних слоев), вмешательством хирурга, воздействием ортопеда или влиянием воспитателя. В понимании Фрейда в своей терапевтической деятельности психоаналитик по-разному служит пациенту: в качестве авторитета и заместителей его родителей; в качестве учителя и воспитателя; и, если ему удается поднять психические процессы в Я больного до нормального уровня, преобразовать бессознательное и подавленное в пред-сознательный материал и таким образом вернуть его во власть Я пациента, то в качестве аналитика он сделает для него все возможное. Стратегия психоаналитического лечения базируется на том, что, по выражению Фрейда, "врач-аналитик и ослабленное Я его пациента, основываясь на реальном внешнем мире, должны объединиться против неприятеля - инстинктивных требований Оно и сознательных требований Сверх-Я".

По мере развития теории и практики П. менялась и его техника. Первоначально во время катартического лечения целью терапии было разъяснение смысла симптомов. Затем вместо разъяснения симптомов в центре внимания оказалось раскрытие комплексов. Потом основной задачей психоаналитического лечения стало выявление и преодоление различных видов сопротивления, работа с переносом, неврозом переноса и контрпереносом. Наконец, психоаналитическая техника претерпела некоторые модификации в зависимости от формы болезни (невроз, психоз, шизофрения, нарциссический невроз и др.), преобладающих влечений у больных и их структуры характера. Психоаналитическая работа осуществляется на материале, получаемом из различных источников, включая информацию, предоставляемую пациентом и его свободными ассоциациями, почерпнутую из анализа его сновидений и ошибочных действий (промахов), выявленную на основе того, что обнаруживается в его переносах. Этот материал дает возможность аналитику создавать конструкции того, что случилось с пациентом в прошлом и было забыто и то, что неосознанно происходит в нем в настоящее время, т.е. "здесь и сейчас". Поскольку знание аналитика и знание пациента не совпадают друг с другом, то от первого требуется терапевтическое искусство по истолкованию полученного материала, изложению своих конструкций и объяснению того и другого пациенту в подходящее время и в нужный момент, т. е. не ранее того, как тот оказывается готов к восприятию их, но и не позднее того, как у него возникнет столь сильное сопротивление, что пациент прервет анализ и покинет аналитика. Окончательный исход аналитического лечения зависит от количественного отношения, а именно от доли энергии, которую аналитик может мобилизовать в пациенте в пользу выздоровления (уменьшения деструктивных и увеличения конструктивных сил) по сравнению с количеством энергии сил, работающих против аналитика и поддерживающих состояние болезни.

При определении, рассмотрении и оценке П. не следует упускать из виду рекомендации, данные в свое время Фрейдом. По его собственным словам, П. возник как терапия. Но он рекомендовал использовать П. не только и не столько в качестве терапии, сколько из-за содержащихся в нем разъяснений и связей. Он имел в виду те разъяснения, которые П. дает о том, что касается человека прежде всего, а именно его сущности, Говоря о связях, Фрейд подразумевал те из них, которые П. вскрывает в самых различных областях жизнедеятельности человека и в разнообразных сферах знания, включая философию, социологию, мифологию, религию, литературу, культуру в целом. Неслучайно ему самому принадлежат работы, не имеющие прямого отношения психоаналитической терапии. К их числу относятся такие публикации, как "Остроумие и его отношение к бессознательному", "Бред и сны в "Градиве" В. Иенсена", "Воспоминание Леонардо да Винчи о раннем детстве", "Тотем и табу", "Массовая психология и анализ человеческого Я" , "Будущее одной иллюзии", "Достоевский и отцеубийство", "Недовольство культурой" , "Человек Моисей и монотеистическая религия" и др. Не стоит упускать из виду и то, что Фрейд проводил различие между научным и прикладным (используемом в медицине и за ее пределами) П., неоднократно высказывал опасения по поводу того, что со временем П. может превратиться "в служанку психиатрии", и выступал за "самоценность психоанализа и его независимость от медицинского применения". также: Фрейд, Юнг, Фромм, Сверх-Я, Шизоанализ, "Эго", "Анатомия человеческой деструктивности" (Фромм), Бегство от свободы, "Будущее одной иллюзии" (Фрейд), "Иметь или быть" (Фромм), "Неудовлетворенность культурой" (Фрейд), "Психология масс и анализ человеческого Я" (Фрейд), "Человек для себя" (Фромм), "Человек Моисей и монотеистическая религия" (Фрейд), "Я и Оно" (Фрейд), Салливан, Хорни.

В.М. Лейбин

Просмотров: 764
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко., 2003 г.




Другие новости по теме:

  • «РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ»
  • БИОЛОГИЧЕСКИЕ предпосылки возникновения человека
  • В процессе воспитания человека необходимо ввести науку совести
  • Влечения человека
  • Здоровый образ жизни человека
  • ИСТОРИЯ ЖИЗНИ и МЕТОД ИСТОРИИ ЖИЗНИ
  • Инертность психических процессов
  • Лечение, реабилитация и профилактика психических расстройств у больных СПИДом
  • НЕСПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА БЫТЬ САМИМ СОБОЙ
  • Основные события в жизни человека
  • ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА В СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ
  • Патология психики в старческом возрасте Систематика психических расстройств позднего возраста
  • Продолжительность жизни человека
  • СМЫСЛ ЖИЗНИ (человека)
  • СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
  • СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
  • Симптом субъективного переживания повторяемости собственных психических процессов
  • Смысл жизни человека
  • Способность системы достичь одного и того же конечного состояния при различных условиях.
  • Стадии жизни человека
  • Структура психики человека
  • ТИПЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА
  • ТЯЖЕЛЫЕ ПЕРИОДЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
  • Темп психических процессов
  • Теория сексуального развития 3. Фрейда
  • Техника в структурной семейной психотерапии, заключающаяся в выборе одной из сфер семейного взаимодействия с целью исследование ее структурных элементов. Функциональный анализ (FUNCTIONAL ANALYSIS)
  • Фрейд:Cудьбы влечений
  • ХРОНОМЕТРИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
  • Хронометрия психических процессов
  • Цель жизни Человека



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь