Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 48 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 49 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 51 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 52 ПРОГРАММИРОВАНИЕ



ПРОГРАММИРОВАНИЕ

- особая форма организации проблемного мышления и деятельности. Расширяющееся в настоящее время пространство развития - превалирование процессов искусственных преобразований - указывает на то, что в мире массовое распространение  получают гуманитарные технологии,  проявляющие проблемную организацию мышления и деятельности. Такая организация реализуется в разных формах, из числа которых можно выделить П.

Как гуманитарная технология , П. представляется мысленной имитацией (проигрыванием) предстоящей работы в целом, которая по мере осуществления переходит непосредственно в исполнение самой работы "в натуре" (т.е. П. является гуманитарной технологией "работы с будущим", позволяющей человеку обеспечить процесс развития). П. предполагает смену естественно-научного подхода на деятельностный, который так или иначе включает искусственную компоненту, требует критического анализа, оценки и проблематизации настоящего (в рамках естественно-научного подхода строительство будущего невозможно в принципе, т.к. естественная наука лишь прогнозирует будущее своих объектов, которое ей неподвластно и от нее не зависит). Именно поэтому гуманитарное П. позволяет наряду с известным программировать также и неизвестное; субъект же П. должен иметь средства и методы: а) фиксации этого неизвестного ("знания о незнании"), б) преобразования неизвестного в известное.

Содержанием П. является разработка программы . Программа в таком контексте - особая форма связывания идеальной и социокультурной действительностей, своеобразный способ перехода из одной в другую. В таком понимании программы любого типа и уровня не могут и не должны содержать лозунгов и призывов (место которых в документах другого рода, например, в манифестах): в отличие от лозунга, программа должна давать конкретный и развернутый ответ на вопрос "Что делать?". Кроме того, в отличие от плана, который всегда составляется "от достигнутого" (т.к. запланировать можно только известное), программа должна обеспечивать прорыв в будущее: она задается как ряд этапов, на которых постоянно производится проектная работа - создание альтернативных и конкурирующих проектов, направленных на решение поставленных в рамках программы реализационных задач. Именно поэтому в СМД-методологии под программой понимается искусство и наука организации, призванные соорганизовывать деятельность людей, имеющих разнонаправленные цели и интересы. В программе фиксируются только типы работ (а не их содержание) и принципы их соорганизации, т.е. в отличие от проекта программа бессодержательна: приступая к решению какой-то сложной социотехнической задачи, деятель должен себя вообще выключить из работы по содержанию и сконцентрировать все внимание и энергию на осуществляющихся работах независимо от их содержания. Вся суть такой бессодержательной деятельности заключается в том, что в позиции программиста необходимо одновременно в исходный, нулевой момент времени начать и параллельно проводить очень много разных работ, т.к. нет ни средств, ни времени проводить эти работы по отдельности. Проблемный характер мышления и деятельности проявляется в том, что П. включает в себя постоянный процесс проблематизации: еще не решенные проблемы и задачи, еще не выполненные работы - "ячейки или "дырки" - суть основные элементы программы - непрерывно оконтуриваются, прорисовываются, а затем заполняются. А в ходе их заполнения прорисовываются новые "дырки" - ставятся новые задачи и проблемы, которые необходимо решить в рамках данной программы. Программа считается законченной - реализованной - со "снятием" проблем, лежащих в ее основании (или решением задач, ее породивших). Таким образом, П. выступает средством организации работы и самоорганизации ее участников не только в условиях неопределенности, но и в условиях недостаточности средств и методов, онтологических картин и представлений.

Соответственно, можно утверждать, что программная организация работ в корне отличается от т.наз. "плановой" по ряду признаков: 1. Программу нельзя построить, а потом реализовать. Построение программы включает ее реализацию, ибо П. есть средство организации и соорганизации работ, которые выполняются в контексте программы и в процессе П. Иначе говоря, программа - это нечто вроде сетки, "набрасываемой" на человеческую деятельность и мыследеятельность, сетки, особым образом структурирующей и организующей эту деятельность. Но "набрасывается" она не на исполнителей, а на работы, которые, занимая свои функциональные места в ячейках сетки, становятся органической составной частью программы. Таким образом программа естественным образом переходит (или перерастает) в реализацию. 2. Программа не может быть "спущена" исполнителям, "доведена" до них. Программная организация предполагает, что каждый участник работы - исполнитель - сам программирует свою работу, но обязательно в рамках и контексте целого (иначе он не сможет самоопределиться и прорисовать ситуацию). Следовательно, по своей сути П. - демократическая форма организации коллективной работы. 3. Характерной чертой П. является проблемная организация работ. Благодаря такой организации дело движется не только вперед - на раз и навсегда зафиксированном уровне понимания ситуации и целей (что характерно для задачной организации), - но и вглубь: мы периодически пересматриваем свое самоопределение, цели, ситуацию, сообразуясь с непрерывно перестраивающейся сеткой (которая, соответственно, тоже перестраивается и меняется с пересмотром целей, ситуации). Таким образом, функционирование программы обеспечивается движением вперед - к уже поставленным целям, ее развитие (впрочем, как и программистов) - движением вглубь, к пересмотру целей и задач. Такое двойное движение накладывает запрет на последовательное выполнение отдельных видов работ, входящих в схему П. Именно поэтому их приходится выполнять одновременно и тогда (в отличие от плана или проекта) в программе не разделяются ее разработка и реализация (в частности, реализация программы начинается одновременно с ее разработкой). 4. Обоснование входит в программу как ее органическая составная часть, т.е. программа не нуждается в специальном обосновании. Основанием программы оказывается неудовлетворенность ее будущих авторов и исполнителей существующей ситуацией. Эта неудовлетворенность проявляется и в прорисовке ими ситуации, и в самоопределении, и в целеполагании. И именно этот блок выполняет функции обоснования программы. В этом случае оказывается, что программа может "зародиться" в любой точке общества: она может стать продуктом деятельности любого "не-удовлетворенного", начавшего анализировать ситуацию, в которую он так или иначе вписан, и которая его (по тем или иным причинам) не устраивает. Это и есть то, что называется инициатива, но облеченная в особую форму - программную). 5. Двигателем программы является проблематизация, а ее "горючим" - конфликты: различие ценностных ориентаций, разнонаправленность целей и интересов участников общей работы непрерывно порождает конфликты. Если при этом в споре рождается "истина", то мы получаем задачи, которые нам надо решать (чаще же в споре рождается проблема, требующая для своего решения разработки специальных средств и методов, но это уже задача науки и методологии). "Истина" - это не то абсолютное понимание значения и смысла, одинаковое для всех и всегда. Под истиной здесь понимаются те смыслы, о которых договорились участники работы с будущим, т.е. согласованные ими для себя и актуальные в этом временном периоде значения понятий, с которыми им предстоит работать. Это в таком ракурсе и есть "концепция" - идеальное представление о будущем, разделяемое теми, кто программирует ее (концепции) осуществление. Для программистов необходимыми условиями осуществления концептуализации (разработки концепции и, соответственно, разработки своих замыслов) являются проблематизация имеющейся ситуации и ее самоопределение. Под самоопределением понимается основной механизм обретения и проявления внутренней свободы - процесс и результат выбора человеком своей позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни, в котором последовательная рефлексия действий, деятельности, бытия выступает в качестве способа самоопределения. Именно рефлексия служит и ключом к реализации замыслов, и средством интенсификации интеллектуальных функций (мышления, понимания, мысль-коммуникации, мыследействия), образующих систему мыследеятельности. Поэтому отсутствие рефлексии столь губительно для человека и общества, тогда как именно ее наличие является необходимым условием осуществления гуманитарной технологии - строительства будущего. Такое понимание базируется на деятельностной парадигматике: мир человека - это мир его мышления и деятельности, и природа (социокультурная ситуация, информация и т.д.) входит в него не непосредственно, а опосредованно - как объект деятельности и мышления. Следовательно, при работе с будущим "переделке" подлежит непосредственно мир мышления и деятельности работающего (а то, в какой мере и как это скажется на включенной в него природе - вещах, социальных институтах, профессиональной деятельности и т.д. - отдельная тема для рассмотрения), т.е. его работа с мечтой - расширение плана идеального, которая становится первым шагом П. развития. "Идеальный план" - это гуманитарное знание (собранные человеком воедино смыслы, соответствующие им знаки и их значения, которые "живут" в его понятийном аппарате). Концепция как особая форма существования понятий является средством формирования идеальной действительности, образования и самообразования, самосотворения участников процесса работы с будущим. При этом необходимо четко понимать, что производимые ими действия по программе изменяют первоначальную ситуацию. Следовательно, каждый раз новая ситуация требует пересмотра концепции (что изначально должно быть предусмотрено в программе) и, соответственно, перенормирования деятельности. Получается, что разработка идеи и есть собственно П., "втягивающие" в себя и проектирование, и процесс ее (идеи) реализации. Поэтому ответственность за реализацию своих идей должна ложиться на плечи авторов-разработчиков: гуманитарные программу и проекты, разработанные одной авторской группой, нельзя передать кому-то другому для их осуществления. При необходимости расширения пространства работ, каждый раз включающихся в программу новых участников необходимо "посвящать" в деятельность, передавая им всю полноту программного замысла. Соответственно, реализуемость, практичность и эффективность замыслов оказывается прямой функцией форм самоорганизации, принимаемых авторской группой. С позиций деятельностного подхода жизнедеятельность человека характеризуется постоянным воспроизведением отношений "ситуация - способ деятельности", где "ситуация" означает условия протекания жизненных процессов, а "деятельность" - способы присвоения, а значит, и формирования ситуации. Соответственно, уровень социальной активности человека будет определяться качеством присваиваемой и образуемой им ситуации, владением способами присвоения и образования ситуации, организации деятельности по ее преобразованию, реализации преобразований и проявлению отношения к преобразованной ситуации и своим действиям по ее преобразованию. Перечисленные факторы являются составными частями П. как средства реализации гуманитарных технологий. Человек же, обладающий данными технологиями, является профессионалом - человеком, способным не только выполнить существующие нормы профессиональной деятельности, но и реализовать то, что он хочет (считает нужным), изменяя при этом в случае необходимости и сами нормы профессиональной деятельности (известные ему как нормативно-одобренные способы деятельности), который в отличие от специалиста способен к развитию себя, собственной деятельности и целостной сферы своей профессиональной деятельности, кооперации с другими людьми и т.д. Активность профессионала выражается в мышлении, характере его мыследеятельности и регулируется его личностными ценностями и ситуационными целями. Профессионал - это субъект, у которого профессиональная деятельность  входит в сферу его личностных ценностей и смыслов. Он деятель, обладающий своей профессиональной позицией. Профессиональная позиция человека описывается не только совокупностью его символических "капиталов" (экономическим, информационно-образовательным, социальным потенциалами), но и теми специфическими видами практик, которые он осуществляет; она рассматривается как понятие, характеризующее профессиональную деятельность человека и его возможности в обеспечении развития сферы профессиональной деятельности. Содержательно профессиональная позиция определяется как личностная философия человека (ценности, носителем которых он является) в сочетании со способностью занимать определенные места в кооперированной сфере деятельности.

Профессиональную позицию человека можно описать через определение его: а) уровня целеполагания, характеризующего наличие или отсутствие личностного смысла в деятельности и ее направленность; б) профессионального тезауруса (оперативного понятийного аппарата), предъявляющего уровень владения профессиональным языком и возможность артикулировать то, что он делает и собирается делать; в) технического репертуара (имеющегося набора средств и навыков для осуществления деятельности в профессиональной сфере), обеспечивающего возможность реализации человеком своей собственной профессиональной концепции. Профессиональные позиции людей проявляются в профессиональных сообществах, которые, разрабатывая в сфере профессиональной деятельности идеальные представления, призваны обеспечить продуктивную совместную работу его участников, взаимоподдержку, интеллектуальный успех, выработку коллективно согласованных решений. Именно клубная организация деятельности является необходимым условием осуществления П.: если необходимо не только добиться цели, но и совершить осмысленное действие, то начинать свою работу надо в сфере клуба. Профессиональное сообщество как разновидность клуба является социумом профессионалов, совместно осуществляющим изменения характера и содержания профессиональной деятельности на основании реализации П. При П. многокомплексных динамических систем (к которым можно отнести и образовательные системы) недостаточно одного руководства: традиционная для организации отечественных систем деятельность руководства является достаточно эффективной только в условиях технологизированных производственных процессов. Реформирование образования (как программная задача реализации гуманитарной технологии) делает необходимой управленческую деятельность. Ее осуществление возможно при появлении в образовании методологической позиции, которая не фиксируется институционально, а присваивается сообществом неформальным образом: методолог не проектирует системы, он занимается соорганизацией деятельности субъектов, ее проектирующих.

Н.Г. Алексеев выделяет пять методологических принципов (под которыми понимается совокупность сознательных, рефлексируемых и бессознательных, неотрефлексированных установок, определяющих получаемый в итоге продукт по схеме акта деятельности; постановка задач; используемые для их решения средства; общая организация процесса и т.д.), которые достаточно полно очерчивают совокупность различных видов деятельности и их возможную со-организацию в общих процессах П. и проектирования гуманитарных систем: 1) построение взаимодействующей системы субъектов проектирования (их совместность); 2) развитие мыследеятельности как ядро создания и организации образовательных общностей; 3) "выворачивание" в образование других сфер деятельности (как ведущий процесс построения сферы образования); 4) рефлексивное развертывание одновременных и взаимосвязанных процессов проектирования и реализации; 5) индивидуализация проектирования. При этом необходимо помнить, что в методологических принципах выделяются два взаимосвязанных, но далеко не тождественных слоя (без единства которых любой методологический принцип перестает работать): онтологический (слой видения и понимания) и организационно-деятельностный (слой действия и его организации). Реализационными категориями П. являются: 1) организованности мышления (метод, онтологическая схема, предметные знания); 2) организованности деятельности (исследование, технология и инфраструктура функционирующей программы, мониторинг и анализ ситуации); 3) феноменальность (образование и образовательный процесс, подготовка кадров и разворачивание квалификации, материальные преобразования), задающие 9 срезов программы, движение по которым организуется линейно со своим временным хронотопом и содержанием.

Обеспечивая осуществление П., прежде всего необходимо выделить основные ориентации мысли профессионалов, намеривающихся произвести те или иные преобразования, разрабатывая программу.

Вспоминая схему "шага развития", можно заметить, что необходимо: а) прорисовать и проанализировать ситуацию предстоящего действия, собирающую в себе историю и современное состояние подлежащей преобразованию системы; б) сделать прогноз, а если это невозможно, попытаться предсказать траекторию естественной эволюции системы и зафиксировать то ее будущее состояние, которое, собственно, не устраивает и побуждает к преобразованиям; в) прорисовать желательное состояние системы; г) выложить свои ценности, самоопределиться, произвести инвентаризацию наличных подходов и представлений, методов и средств предстоящей работы, а при наличии дефицита озаботиться разработкой недостающих.

Далее: 1) наметить ту или иную стратегию планируемых преобразований (с учетом выявленных ранее обстоятельств и необходимости поддерживать стабильность жизни системы в процессе преобразований; 2) продумать возможные последствия своих действий и возможные ответные действия представителей других позиций, чьи интересы так или иначе затрагиваются намеченными преобразованиями.

Из этого схематичного перечня (именно перечня взаимосвязанных и взаимно дополнительных ориентаций, а не последовательности работ) можно сделать ряд важных выводов: 1. Развертываемая по перечисленным направлениям работа мысли может закончиться только вместе с завершением намечаемых преобразований, оестествлением их результатов. 2. Разработка концепции - самый ответственный и сложный (а следовательно, дорогой и длительный) фрагмент преобразований. Ее (концепции) существенное изменение, по сути дела, означает, что всю работу надо начинать сызнова: если видение исходной ситуации, прогнозы и картины будущего могут (и должны) существенно меняться по ходу работы, то концепция, по идее, может лишь уточняться и корректироваться в деталях, в целом оставаясь неизменной. По смыслу дела концепция разрабатывается в качестве долгоживущей организованности. 3. Работы по разным направлениям могут и должны осуществляться параллельно и во взаимной увязке. 4. Реализация этой сложной интеллектуальной деятельности требует организации особой команды, каждый из членов которой имел бы свою специализацию, свои функции и границы ответственности.

С.Б. Савелова

Просмотров: 954
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко., 2003 г.




Другие новости по теме:

  • АЛГОРИТМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА-ОПЕРАТОРА
  • АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Вид профессиональной деятельности
  • ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • КООРДИНАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ
  • МОТИВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
  • Методы организации и осуществления учебно-позновательной деятельности
  • Методы организации и осуществления учебно-позновательной деятельности
  • Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе
  • Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе
  • НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ
  • ОПТИМИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
  • ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Область профессиональной деятельности
  • Объект профессиональной деятельности
  • ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Программа деятельности
  • САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • СМЫСЛ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • СРЕДСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • СФЕРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Стили профессиональной деятельности
  • УРОВНИ УПРАВЛЕНИЯ И ЗАДАЧИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • Формы организации образовательной деятельности детей
  • ЦЕЛЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • индивидуальный стиль профессиональной деятельности
  • информационная основа профессиональной деятельности
  • психологический анализ профессиональной деятельности



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь