АБЛЮДЕНИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ

- метод сбора первичной социальной информации об изучаемом объекте путем направленного, систематического и непосредственного визуального и слухового восприятия (отслеживания) и регистрации значимых с точки зрения целей и задач исследования социальных явлений, процессов, ситуаций, подвергающихся контролю и проверке.

В процессе применения Н.С. необходимо иметь в виду и учитывать следующие его особенности. Во-первых, для Н.С. характерна связь наблюдателя с изучаемым объектом. Ни в одной другой науке, кроме социологии, исследователю не приходится осуществлять наблюдение за совокупностью, к которой он сам принадлежит или которая на него оказывает сильное воздействие. Дело в том, что социолог изучает общество, ту или иную его совокупность - территориальную, этническую и др., сам являясь членом данного общества, а иногда и членом изучаемой социальной совокупности. И эта принадлежность к обществу или какой-то его части накладывает существенный отпечаток на восприятие наблюдателем социальной действительности, на ее понимание, истолкование и оценку.

Во-вторых, наблюдатель воспринимает изучаемый социальный объект через призму своих интересов, привязанностей, эмоций, симпатий, антипатий и т.п., а все это не может не накладывать определенный отпечаток как на сам процесс наблюдения (выбор его объекта, точки зрения на объект и т.п.), так и на его оценку и интерпретацию.

В-третьих, в процессе социологического исследования наблюдение всегда является селективным, т.е. изобразительным, направленным на совершенно определенные объекты, которые подлежат наблюдательным операциям, и не принимающим во внимание все остальные. Направленность селективности определяется целями и задачами проводимого исследования.

В-четвертых, в социологии, в отличие от других наук, обычно сложно провести повторное наблюдение. Такое наблюдение чрезвычайно затруднительно, так как социальные явления и процессы подвергаются воздействию огромного количества факторов, под влиянием которых постоянно видоизменяются, даже если объектом наблюдения являются так называемые циклические события, например, движение людей на работу и с работы, их участие в избирательных кампаниях и т.п. Поэтому только хорошо организованное, тщательно проведенное и неоднократное наблюдение может обеспечить исследователя достоверной информацией. По той же причине наблюдение как метод сбора первичной социологической информации редко выступает в качестве основного инструмента социологического исследования. Чаще всего оно используется в совокупности с другими методами.

В научных исследованиях, проводимых в области микрофизических явлений, существует определенное взаи-модействие между наблюдателем-исследователем, применяемым им в процессе исследования прибором и изучаемым микрообъектом, поведение которое существенно зависит от особенностей данного взаимодействия. В еще большей степени является значимым взаимодействие между наблюдателем и наблюдаемым объектом в сфере социальных явлений и процессов. Исследуя социальный процесс  или ситуацию, необходимо всегда иметь в виду возможность искажения результатов наблюдения, определяемые, с одной стороны, фактом присутствия наблюдателя в определенной социальной ситуации, где действуют различные личности и их общности, а с другой - самими особенностями наблюдения: интересами, предпочтениями, жизненными позициями наблюдателя, его профессиональной компетентностью и др. Необходимо иметь в виду, что само присутствие наблюдателя может вызывать у наблюдаемых индивидов застенчивость, неврозность, неуверенность в своих действиях, особенно когда эти действия расходятся с действующими в обществе нормами и стандартами поведения или не соответствуют переживаемой ситуации.

Поэтому применение метода наблюдения в прикладном социологическом исследовании с учетом: 1) особенностей Н.С. как специфического процесса; 2) особенностей взаимодействия между наблюдателем и наблюдаемым социальным объектом - индивидами, их группами, действиями и т.д. В связи с этим возникает вопрос: когда, при каких обстоятельствах желательно или необходимо применение метода наблюдения.

Чаще всего Н.С. применяется тогда, когда информация, необходимая исследователю, не может быть получена никакими иными способами, например, при изучении поведения людей на митингах или во время массовых зрелищ - футбольного матча, выступления рок-группы, экстремальной ситуации - дорожного происшествия, пожара и т.д. Кроме того, наблюдение целесообразно использовать при изучении поведения людей в привычных, часто повторяющихся ситуациях (перемещение на работу и с работы, осуществление покупок в продовольственных магазинах и т.п.), когда действия индивидов и их групп приобретают "автоматизированный" характер, а человеку становится трудно объяснить, почему он осуществил именно данное действие из привычных ему в соответствующей ситуации. С другой стороны, попадая в экстремальную ситуацию и испытывая в связи с этим чрезмерное эмоциональное напряжение, человек чаще всего действует как бы не рассуждая, по первому побуждению, а поэтому впоследствии оказывается не в состоянии объяснить, почему он совершил один поступок, а не другой, наблюдение же в таком случае позволяет выявить типичные реакции людей на чрезвычайные ситуации и в шоковых состояниях.

Наблюдение следует также применять при исследованиях разведывательного характера, когда еще не выработано четкое представление о проблеме и объекте исследования, а предварительные гипотезы еще не сформулированы.

Из сказанного вытекает вывод, что Н.С. может служить для достижения различных целей. Во-первых, оно может быть использовано в качестве источника информации об исследуемом социальном объекте. Во-вторых, с его помощью можно получить дополнительные сведения об изучаемом объекте. В-третьих, наблюдение способно служить в качестве средства проверки данных, полученных другими методами.

Для того, чтобы наблюдение достигло намеченных целей, необходимо разработать программу и план его осуществления. В программе выявляется проблемная ситуация, подлежащая наблюдению, определяются цели и задачи, объект и предмет наблюдения, способного осуществления и регистрации полученной информации. Она определяет следующие основные этапы научного наблюдения:

1) Выявление цели и задач наблюдения. Цель определяет направленность наблюдения. В зависимости от цели исследования задачами наблюдения могут быть: предварительная ориентировка в объекте наблюдения (в составе исследуемой совокупности, в специфике ее деятельности, в существующей социальной ситуации и т.п.), получение интересующей наблюдателями информации, уточнение и проверка результатов, полученных при помощи других методов, выдвижения предварительных гипотез и их проверка.

2) Выявление объекта и предмета наблюдения. В качестве объекта наблюдения могут выступать отдельные индивиды, их различные общности и группы, способы их деятельности. Предметами наблюдения могут стать вербальные и невербальные акты поведения отдельных индивидов, их групп (семейных, профессиональных и др.), а также более обширных общностей (этносов, территориальных структур - городов, регионов и т.п.), определенные ситуации, в которых оказываются изучаемые индивиды и социальные общности.

3) Выбор способа наблюдения, как более эффективно обеспечивающего сбор необходимой информации - включенное, не включенное и иные виды наблюдения. 

4) Определение способов регистрации наблюдаемого объекта, его действий и изменений. Регистрация результатов наблюдения может осуществляться в специально разработанных карточках и протоколах наблюдений, в блокнотах, в звуко- и видеозаписях, в кино- и фотодокументах.

5) Осуществление контроля наблюдения. Оно может быть реализовано путем обращения к документам, связанным с исследуемыми событиями и ситуациями, верификации (проверки) результатов собственных наблюдений с наблюдениями, выполненными другими квалифицированными наблюдателями и т.п.

6) Обработка и интерпретация полученной информации может осуществляться как традиционными методами - логическое обобщение полученных эмпирических данных, построение выводов и т.п., так и методами обработки массивов полученной информации посредством компьютеров. Во втором случае необходимо применение стандартизированных карточек регистрации наблюдений.

7) Составление отчета о результатах наблюдения и полученных выводах. Такой отчет должен содержать документацию об объекте, предмете, времени, месте и обстоятельствах произведенного наблюдения; информацию о способе наблюдения и роли наблюдателя; характеристику наблюдаемых индивидов, социальных групп, способов их общения и деятельности в определенных ситуациях; рекомендации по практической реализации полученной в процессе наблюдения социологической информации.

В плане организации и проведения Н.С. определяются сроки проведения наблюдения и его основные этапы, устанавливаются средства сбора информации, сроки и типы подготовки необходимой документации (тиражирование карточек, инструкций, бланков протоколов, подготовка технического оборудования - диктофонов, видеоаппаратуры и т.п.), виды отчетности и сроки ее представления заинтересованным организациям.

В зависимости от целей и задач осуществляемого Н.С. положения и роли наблюдателя в изучаемой ситуации, по степени формализации исследовательской процедуры, условиям ее организации выделяется несколько видов наблюдения. Основные из них сводятся к следующему.

1) Нестандартизированное (неструктурализованное) наблюдение - это такой способ изучения социальных явлений и процессов, при котором определен только объект наблюдения, но исследователь не определяет заранее, какие именно элементы изучаемого процесса, события, ситуации и т.п. он будет наблюдать. Этот вид наблюдения чаще всего применяется на начальной стадии социологического исследования с целью определения проблемной ситуации.

2) Стандартизированное (структурализованное) наблюдение - такой способ сбора эмпирической социологической информации, при котором заранее определен не только объект и предмет исследования,  но и состав элементов изучаемого процесса, которые имеют наиболее существенное значение для достижения намеченных целей и решения задач, стоящих перед исследователем (исследовательским коллективом). Оно может быть использовано как основной метод сбора информации для точного описания предмета исследования и в качестве способа проверки результатов, полученных другими методами, уточнения, корректировки их. Его применение требует хорошего предварительного знания предмета исследования и предварительной стандартизации категорий, применяемых в процессе наблюдения, определения подлежащих наблюдению факторов и отражения их в виде таблиц, протоколов, карточек, технических средств, применяемых в процессе осуществления социологического наблюдения. Только соблюдение всех этих условий делает стандартизированное наблюдение контролируемым и результативным.

3) Не включенное (внешнее) наблюдение - это такой способ социологического исследования, при котором исследователь находится вне изучаемого объекта, изучает его как бы со стороны. Наблюдатель в таком случае не включается в ход событий, не участвует в них, не задает вопросов наблюдаемым индивидам, как бы отстранен от них, просто регистрируя происходящее под углом зрения целей и задач исследования. Оно применяется для описания социальной ситуации, в условиях которой происходят интересующие наблюдателя события.

4) Включенное наблюдение - это такой способ социологического исследования, при котором наблюдатель в той или иной степени непосредственно включен в изучаемый социальный процесс, находится в прямом контакте с изучаемыми индивидами и группами и участвует вместе с ними в определенной сфере деятельности.

В зависимости от места и роли наблюдателя различаются четыре типа включенных наблюдений. Первый из них - полное включение, когда наблюдение производится скрытно, изнутри исследуемой группы или общности, а истинное лицо и цели наблюдателя неизвестны наблюдаемым личностям. При полном включении социолог действует в исследуемой общности в качестве ее активного члена, а остальные ее члены не подозревают, что в их среде находится исследователь. Примером такого полного включения может служить деятельность одного из сотрудников Института социологии Национальной Академии наук Беларуси в качестве рабочего одного из цехов Минского мотовелозавода. В течение полугодовой работы он сумел обстоятельно изучить отношение рабочих, служащих и специалистов к труду, заработной плате, руководящему составу предприятия и происходящим в стране социально-экономическим и политическим изменениям.

Вторым типом включенного наблюдения исследователя, при которой последний не скрывает своей роли, является наблюдатель жизни определенного коллектива в различных ситуациях. Именно таким образом ведет себя заводской социолог, который является членом того же предприятия, что и изучаемый им производственный коллектив цеха или участка, смены и т.п. В таком случае наблюдаемый коллектив довольно быстро адаптируется к присутствию наблюдателя и при положительном отношении к целям исследования начинает активно помогать ему в сборе интересующего исследователей эмпирического материала. В данном случае позиция исследователя может быть охарактеризована как "участник-наблюдатель".

Третий тип включенного наблюдения характеризуется положением и ролью исследователя в качестве "наблюдателя-участника". В таком случае контакт наблюдателя с членами коллектива минимален, исследователь не скрывает своих целей, но осуществляемое им наблюдение носит более формальный характер. Примерами такого наблюдения могут служить осуществляемые на предприятиях хронометражи затрат рабочего времени или определение роли освещенности, запыленности цеха на производительность труда работающих.

Четвертый тип включенного наблюдения характеризуется позицией исследователя как полного наблюдателя. В этой ситуации исследователь выполняет функции наблюдателя, не взаимодействуя с участниками наблюдаемой ситуации. Он выполняет свою роль образом, очень сходным с не включенным наблюдением.

5) Полевое наблюдение отличается тем, что проводится в реальной жизненной ситуации, в естественной обстановке, в непосредственном контакте исследователя с изучаемым объектом. Большинство стандартизированных, не стандартизированных, включенных наблюдений проводится именно в форме полевого наблюдения.

6) Лабораторное наблюдение - такой тип сбора эмпирической социологической информации, который осуществляется в искусственно созданных для наблюдаемой группы и контролируемых исследователями условиях. При проведении такого наблюдения социологи довольно четко используют различные технические средства для фиксации поведения группы в измененных условиях и ситуациях, в которых осуществляются действия специально подобранных для лабораторного исследования участников.

7) Систематическое наблюдение - такой тип исследования, который проводится по четко определенному графику, с регулярной фиксацией заранее обусловленных признаков, ситуаций, процессов и действий. Оно позволяет выявить динамику изучаемых процессов и событий. Таковым, например, является изучение поведения людей на протяжении месяца или года (с определенным интервалом) при перемещении их на работу (с целью установления желательной ритмики движения транспорта) или у обменных пунктов (для определения реагирования населения на изменение курса валют).

8) Эпизодическое наблюдение - это фиксация изучаемых явлений и событий при отсутствии четкого регламента регистрации их в определенных временных интервалах или по различным этапам их протекания.

9) Случайное наблюдение - это социологическое исследование,  при котором единицы и сроки наблюдения заранее не предусматриваются, а исследователь наблюдает и фиксирует интересные, заслуживающие внимания, с его точки зрения, факты и события социальной жизни. Такое наблюдение возникает и в таком случае, когда социолог при проведении систематического наблюдения сталкивается и интересным фактом или событием, имеющим непосредственное отношение к изучаемому объекту, но не предусмотренным заранее исследовательским проектом. Например, при изучении влияния заработной платы на отношение людей к труду может обнаружиться и влияние содержания досуга на трудовую деятельность, тогда социологу полезно понаблюдать, каким образом такое влияние осуществляется.

10) Одномоментное наблюдение - такое наблюдение, в котором фиксируется одно явление или событие, происходящее в определенном месте и в определенное время, например, осуществляемое социологом не включенное наблюдение  за митингом определенной политической партии или движения.

11) Панельное наблюдение - это процесс неоднократного, протяженного во времени, проводимого через определенные интервалы, систематического и организованного наблюдения за одним и тем же объектом, имеющее целью выявить происходящие в нем изменения.

12) Контролируемое наблюдение осуществляется целенаправленно по заранее подготовленной программе, с применением стандартизированных планов и документации для получения достоверной информации об изучаемом объекте и проверки гипотез. Контроль организуется путем увеличения количества наблюдателей и сравнения результатов их наблюдений, а также через интенсификацию процесса - проведением оргии наблюдений за одним и тем же объектом.

13) Неконтролируемое наблюдение осуществляется наблюдателем при изучении им реальных жизненных ситуаций без строгого плана и применения заранее подготовленной документации.

Очень важно при организации и проведении Н.С. учитывать его достоинства и недостатки. Самое главное достоинство этого метода - непосредственность наблюдения изучаемого объекта, что бывает иногда незаменимым на начальных этапах исследования. Это позволяет исследователю уточнить проблему, более четко определить объект и предмет исследования. Второе достоинство метода наблюдения - его гибкость и многовариантность, имеющие важное значение при изучении социальных явлений и процессов. Третье его достоинство - дешевизна, малозатратность проведения социологического наблюдения.

В то же время метод наблюдения обладает и рядом недостатков. Самый существенный из них - возможность неоправданного вмешательства исследователя в ход естественного процесса, так как присутствие наблюдателя в большинстве случаев накладывает определенный, чаще всего негативный, отпечаток на поведение исследуемых индивидов и групп. Второй недостаток заключается в невозможности применения метода наблюдения к большим социальным совокупностям, таким, например, как нация. Третий недостаток состоит в том, что наблюдение дает возможность получать только качественные, а не количественные характеристики изучаемых явлений и процессов социальной действительности.

Применение метода наблюдения в социологии предъявляет высокие требования к личности наблюдателя. Важное значение имеют уровень его профессиональной компетентности и квалификации, умение входить в контакт с наблюдаемыми индивидами и группами, находить с ними общий язык, высокое развитие способности концентрировать внимание на наиболее существенных особенностях и чертах наблюдаемых событий, действий и ситуаций. Наблюдатель должен быть постоянно сосредоточен, непрерывно контролировать свои действия, чтобы их влияние на наблюдаемую ситуацию было минимальным и не приводило к искажению получаемого в процессе наблюдения результата.

Существенное значение приобретает четкая и правильная фиксация наблюдаемых явлений и процессов. Поэтому перед проведением социологического наблюдения разрабатывается и доводится до сведения наблюдателей инструкция по применению данного метода, в которой определяется, по каким критериям наблюдатель должен фиксировать и подводить под заранее определенные категории те или иные явления, события и действия наблюдаемых индивидов и их общностей. Для однообразного фиксирования изучаемых событий и ситуаций различными наблюдателями применяется карточка наблюдения, в которой определяются основные элементы ситуации или поведения изучаемой совокупности, фиксируются цифровые индексы проявления наблюдаемых проявлений изучаемых реакций на те или иные события, а также записывается шифровочный код, позволяющий перенести цифровые обозначения полученных в процессе наблюдения эмпирических данных на карточку машинного счета в процессе их обработки с помощью компьютера.

При организации Н.С. необходимо, чтобы каждый его участник прошел соответствующую подготовку. Всем участникам должны быть четко разъяснены цели и задачи наблюдения, критерии, по которым различаются наиболее значимые для целей исследования действия и ситуации. Всех их необходимо ознакомить с программой наблюдения, с его инструкцией и снабдить карточками наблюдения для фиксации наблюдаемых явлений, процессов, событий. Только при хорошей организации наблюдения, проведении его квалифицированными и соответствующим образом обученными исследователями можно рассчитывать на его успешное проведение, высокую достоверность и эффективность полученных результатов.

Е.М. Бабосов

НАДЕЖНОСТЬ - показатель качества метода и данных, получаемых с помощью этого метода, мера независимости данных от случайных обстоятельств и нерелевантных факторов.

Классическая формулировка Н. В классической теории измерения Н. метода понимается как его устойчивость к меняющимся условиям применения, в том числе нечувствительность к влиянию исследователя, или как согласованность измерения. Результат измерения включает истинный компонент и ошибку. Последняя представляет собой суперпозицию влияний, не коррелирующих между собой. Это предположение делается для того, чтобы гарантировать нормальное распределение  ошибок и предсказывать их поведение. Классические показатели Н., используемые для оценки качества опросников, концептуально определяются как дополнение до единицы отношения дисперсии ошибки к дисперсии измерения. Традиционно обозначается pxx: это корреляция измеренной переменной самой с собой, очищенная от ошибки измерения. Другая интерпретация показателя Н. - квадрат корреляции между истинными и измеренными значениями. Истинное значение понимается как сумма ответов респондента на все возможные вопросы, измеряющие данный конструкт, напр., социально-экономический статус.  Отсюда следует, что чем большую долю универсума вопросов (индикаторов) включает методика, тем выше ее Н.

Одним из методов эмпирической оценки Н. является повторное применение методики на одних и тех же респондентах (ретестовая Н.). Корреляция между результатами двух измерений интерпретируется как коэффициент Н. Этот подход основывается на нереалистичном предположении о стабильности истинного показателя во времени и не принимает в расчет реактивный эффект (изменение свойств респондента вследствие первого измерения, в особенности при обсуждении сензитивных тем). В результате корреляция между двумя измерениями ниже действительной Н. методики. Эффекты памяти, напротив, завышают показатель Н. Предположение об отсутствии корреляции между ошибками двух измерений также нереалистично. Ретестовый подход к определению Н. сложен технически: исследователь должен идентифицировать индивидуальные результаты обоих измерений и обеспечить повторное участие респондентов в процедуре.

Метод альтернативных форм основан на использовании двух взаимозаменяемых методик. В некоторых случаях исследователям доступны альтернативные шкалы аттитюдов , или ценностей. Возражением против этого подхода является неправдоподобность предположения о полной эквивалентности разных версий одной методики.

Метод расщепления методики пополам строится на предположении о строгой параллельности двух частей методики. Корреляция половин между собой является оценкой Н. каждой половины. Н. методики находится по формуле Спирмена-Брауна. Этот подход не предполагает устойчивости истинного показателя во времени, исключает эффект памяти и возможность ковариации ошибок измерения. Однако полученный показатель Н. всегда зависит от способа разделения методики на половины. Обобщением этого подхода является метод внутренней согласованности. В некоторых случаях и сама измеряемая область поведения, и выборка вопросов считается однородной, а все элементы методики - коррелирующими. Н. методики определяется по формуле Л. Кронбаха:

Более современный и общий подход к определению Н. связан с использованием структурных уравнений . Последний метод позволяет, в частности, оценивать Н. менее "родственных" измерений - т. наз. тау-эквивалентных и параллельных.

Н. как воспроизводимость результатов, полученных разными исполнителями. В исследованиях, связанных с использованием наблюдения или кодирования текстового материала в качестве меры Н. используется сходство результатов, полученных разными исполнителями ("экспертами"), работающими по одной схеме (инструкции). Результаты измерения (кодирования) сводятся в таблицу сопряженности, строки и столбцы которой состоят из категорий, использованных, соответственно, первым и вторым исполнителем. Коэффициент согласованности k ("каппа") Коэна рассчитывается по формуле:

к = (D - P) / (1 - P) ,

где D = (1/N) x sumIi=1 Xii, т. е. сумма частот по диагонали, деленная на общее количество наблюдений (чистая согласованность), а P = (1/N2) x sumIi=1 XixXxi, т. е. сумма попарных произведений сумм по столбцу и по строке с одним и тем же номером, деленная на квадрат общего количества наблюдений (случайная согласованность). Похожий подход используется для проверки правильности ("объективности") транскрипции устных текстов в нарративном анализе, анализе разговора и т.п.

В случае, когда измерение осуществляется несколькими экспертами, используется коэффициент конкордации Кендалла.

Процедурные средства обеспечения Н. В тех случаях, когда Н. методики не может быть оценена количественно, исследователи предпринимают усилия для того, чтобы идентифицировать и устранить источники случайной изменчивости данных. Этнографы используют стандартизованные процедуры наблюдения, множественные источники фиксации материала, стремятся к максимально полной и точной фиксации происходящего, приглашают независимых наблюдателей. Этнометодологи и разговорные аналитики используют лонгитюдный дизайн исследования,  чтобы избежать случайной фиксации нетипичных и мимолетных событий и случайной потери долговременных закономерностей. Исследователи текста сравнивают результаты, полученные при анализе различных фрагментов целостного текста. Визуальные социологи используют несколько параллельно средств фиксации происходящего в разных ракурсах. Важным принципом оценки Н. по-прежнему остается воспроизводимость данных/результатов несколькими независимыми учеными. Многие методологи качественных исследователей неоднократно пытались отказаться от понятия объективности и Н., считая его мерой нечувствительности метода к социальным изменениям и контексту. С этой точки зрения независимость данных, полученных в интервьюировании, объявлялась фикцией и артефактом исследования. Однако даже те, кто понимает интервьюирование как совместное творчество, используют повторяемости и регулярности текста как подтверждение достоверности данных. Во многих отраслях качественных исследований используются процедуры оценки полученных материалов, напоминающие финансовый аудит ( Валидность).

С.В. Сивуха

Просмотров: 2261
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко., 2003 г.




Другие новости по теме:

  • ВИДЫ НАБЛЮДЕНИЯ
  • Единица наблюдения
  • МЕТОД «ВКЛЮЧЕННОГО НАБЛЮДЕНИЯ»
  • МЕТОД ВКЛЮЧЕННОГО НАБЛЮДЕНИЯ
  • Метод наблюдения
  • Метод наблюдения
  • Метод наблюдения
  • МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ
  • Метод наблюдения
  • МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ
  • Метод наблюдения
  • МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ
  • метод наблюдения
  • Метод непосредственного наблюдения
  • МЕТОД НЕПОСРЕДСТВЕННОГО НАБЛЮДЕНИЯ
  • Методика наблюдения за поведением
  • МЕТОДЫ НАБЛЮДЕНИЯ
  • Методы наблюдения
  • Момент наблюдения
  • НАБЛЮДЕНИЯ ЕДИНИЦА
  • НАБЛЮДЕНИЯ, ПОПЫТКА
  • ОБЪЕКТИВНЫЙ МЕТОД «НАБЛЮДЕНИЯ»
  • ОБЪЕКТИВНЫЙ МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ
  • ПЛАН НАБЛЮДЕНИЯ
  • ПРОГРАММА НАБЛЮДЕНИЯ
  • Реципрокный паттерн взаимодействия, при котором событие может одновременно быть следствием предшествующего и причиной последующего события.
  • САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ
  • сравнительный анализ результатов непосредственного наблюдения.
  • Фиксация данных наблюдения
  • ФИКСАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ НАБЛЮДЕНИЯ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь