СОЦИАЛЬНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

(social anthropology) - изучение (западными исследователями) мелкомасштабных, "простых", не индустриальных культур и обществ (см. также Антропология; Культурная Антропология). Как дисциплина она пересекается с социологией, разделяя многие из ее теоретических направлений и методологий.

Социальная антропология развивалась в 19-м столетии как схоластическое ответвление империалистической экспансии, участвуя в научных и псевдонаучных дебатах того времени. Э. Лич (1982) различает ряд тенденций среди "отцов-основателей" середины века, объединенных занятиями "экзотическими" культурами и одновременно этноцентризмом и высокомерием.

Первая основная теоретическая перспектива - эволюционизм. В свое время его разнообразие было "прогрессивно", ибо он воспринимал людей как "наших ближних" (как утверждалось в книге 1843 г., указанной Линхардтом, 1964). С другой стороны, он был основан на ряде расистских предположений: культуры "примитивных" людей принадлежали к более ранней и худшей стадии человеческой истории; современные европейские наблюдатели могли бы видеть в них "дикое" происхождение их собственных обществ. Сэр Генри Мэйн

(1861) приводит хороший пример: "Поскольку общества развиваются не одновременно, а разными темпами, существовали эпохи, в которых люди, усвоившие привычки методичного наблюдения, действительно были в состоянии изучать и описывать младенчество человечества". Эти "привычки методичного наблюдения" и описания сыграли важную роль в развитии предмета. Во французах, немецких и американских исследованиях, равно как и в британских, интенсивное полевое исследование  отдельных обществ гановилось все более распространенным, и ученые определяли, - ритиковали, а во многих случаях и отвергали более ранние предположения об "иррациональности" и "варварстве" "примитивных" культур.

После первой мировой войны Малиновский и Радклифф-Браун способствовали проведению дискуссии о полевых исследованиях и утверждению структурного функционализма в качестве доминирующего видения в британском подходе. Под влиянием теоретических работ Дюркгейма и выделения важности прямого полевого наблюдения антропологи того периода издали множество крупных работ по различным культурам, концентрируясь на анализе учреждений. Так, детальным образом изучались модели родства, системы религиозных верований, магия, политические системы и т.д. Как и в других социальных науках, возникли различные подходы и школы, новые теоретические дебаты и проблемы. Структурализм, особенно в творчестве Леви-Стросса, был особенно влиятелен в социологических теориях.

В последние годы социальные антропологи также изучают городские, индустриальные общества, используя методы и практику, накопленные в ходе наблюдения за другими культурами. Эта тенденция еще резче отличает дисциплину от социологии во многих отношениях. См. также Культура; Этнография.

Просмотров: 623
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Д. Дэвид, Джери Дж. Большой толковый социологический словарь, 2001 г.




Другие новости по теме:

  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • «ЯВЛЕНИЕ И СМЫСЛ. Феноменология как основная наука и ее проблемы»
  • АНТРОПОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНАЯ (КУЛЬТУРНАЯ)
  • Животные как модели
  • Знание “как”
  • ЗНАНИЕ КАК
  • ИСТОРИЯ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ
  • КАК
  • КАК БУДТО
  • КАК(О)
  • Как, Какус
  • Как?
  • КАКУС, Как
  • КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
  • Логика как основа онтологии. Логические принципы выделения первоэлементов бытия
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • О.Конт как создатель социологии
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • Позитивизм как методологическая основа возникновения социологии
  • РЕЛИГИЯ КАК КУЛЬТУРНАЯ СИСТЕМА
  • СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК НАУКА
  • СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
  • СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТЫ КАК ВЕЩИ
  • Спенсер как создатель социологии
  • Теоретические основы педагогики (социальной педагогики) как самостоятельной науки
  • ТЕХНИКА КАК ЭЛЕМЕНТ КУЛЬТУРЫ
  • Человек в контексте традиционных культур. Человек как манифестация атмана
  • ЭТНОЛИНГВИСТИКА КАК КОМПЛЕКСНАЯ ДИСЦИПЛИНА
  • эффект быть-как-все (BANDWAGON EFFECT) (в экономической психологии)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь