ПРОТЕСТАНТСКАЯ ЭТИКА

(Protestant ethic) - кодекс поведения, вытекающий из пересмотра христианского аскетизма пуританскими элементами в рамках протестантства. Аскетизм возник вхристи-анстве, когда усердные верующие поняли, что методичное планирование жизни, самообладание и самоотречение были лучшей защитой против этической несообразности, которая оскорбляла Бога и тем подвергала опасности достижение их конечной цели - спасения. В католицизме, однако, аскетизм сведен к монастырям: он не проникал в жизнь обычных верующих, втянутых в этически несовместимый цикл греха, раскаяния и нового совершения греха благодаря исповеди и индульгенциям. Протестантская этика опиралась на отрицание этой двойной этики и на интерпретацию монашества как эгоистичного уклонения от мирских обязанностей. Соответственно это требовало, чтобы все верующие поддерживали этическое постоянство, во-первых, аскетическим предписанием; во-вторых, не в монастырях, а путем преданного исполнения своих мирских обязанностей.

Основные такие обязанности были связаны с занятиями верующих (профессиями, склонностями). Именно этот акцент дал Веберу основание для вывода, сделанного в "Протестантской этике и Духе капитализма" (1930): протестантская этика,  влияя на поведение человека, оказала главное воздействие на капитализм после Реформации. Ведь капиталистическое поведение базировалось на индивидуальной погоне за наживой. Однако капиталисты побуждались чувством моральной ответственности за свои ресурсы, чтобы без конца увеличивать их тяжким трудом, умерять потребление и экономить для инвестиции. Все элементы аскетизма были присущи вытекавшему из этого поведению; оно было методично планируемым, самоуправляемым, самоотреченным - в отношении потребления и досуга - и целеустремленно направленным на достижение конечной цели - экономическое приобретение и наращивание.

Подобное поведение показалось Веберу результатом фундаментального преобразования в человеческом характере и ценностях. Люди не были по природе аскетичными; они были беспечны и противоречивы, предпочитали досуг дисциплинированному труду и считали целеустремленное посвящение себя экономическому приобретению антиобщественным и безнравственным. Поскольку побуждение прибылью и капиталистические учреждения существовали и вне Запада после Реформации, так и не вызвав этически узаконенной аскетической бережливости, Вебер не считал, что экономические интересы обеспечивали достаточный для человека стимул, чтобы сломать свой природный характер и наложить на себя аскетическое предписание. Тогда что же?

Это сделала религия. Для доказательства Вебер привел пример из католического монашества. Как только пуританство перенацелило аскетизм, достижение конечной цели ревностных сторонников -гарантия спасения - оказалась связанной с выполнением их профессионально-технических обязанностей. Бог призвал христиан служить ему таким образом, для чего подарил времени, способности и ресурсы, призвал трудиться и беречь ресурсы, чтобы его слава могла проявиться в их использовании и приращении. Безделье и расточительность поэтому стало смертельным грехом, а плоды аскетически предписанного усердия и бережливости - возрастающая прибыль и экономическое расширение - стали оцениваться как признаки благословения Бога и таким образом обеспечивать правоверным гарантию спасения.

Именно потребность в гарантии вынудила людей предпринимать аскетизм, ибо пуританские доктрины о спасении внушали страстное стремление. Пуритане считали, что Бог предоставлял спасение как подарок либо через предопределение меньшинства, как в кальвинизме, либо в предложении, сделанном непосредственно индивидуумам, как в других традициях. В любом случае верующие стали стремиться к обеспечению себе места среди спасенных. Бог имел дело непосредственно с индивидуумами, и доказательство нельзя было установить через посредничество или священное духовенство церквей. Оно должно было прийти через индивидуальное убеждение, развитое верой и демонстрацией того, что Божья милость преобразовала человека из природного состояния этической несогласованности в состояние изящества, доказанное аскетическим профессионально-техническим поведением. Человеческий характер был таким образом изменен; страх нарушил природный характер и вынудил людей стать безжалостными аскетами, посвященными труду, бережливости и приумножению.

Пуританство поэтому снабдило капитализм некоторыми сигнальными связями: сформировало тип характера, идеально подходящий для расширения системы; сделало обязанностью, угодной Богу, индивидуальную погоню за наживой; узаконило разделение труда,  превратив профессиональную деятельность специалиста в обязанность; оправдало капиталистическую эксплуатацию и трудовую дисциплину, ибо добросовестный труд стал обязанностью; создало культурный климат, в котором бедность могла рассматриваться как результат индивидуальных моральных недостатков то есть безделья и расточительности, и тем освободило систему от ответственности за бедность. Капитализм, однако, скоро отделался от религиозного происхождения своего духа. В развитой форме он опирается на собственные основы; те, кто отказывается принять соответствующее капитализму поведение, погибнут в борьбе за выживание.

Тезис Вебера породил крупный нерешенный конфликт, в котором приняли участие историки экономики, церкви, богословы и другие не социологи. Помимо прочих вещей, он был обвинен в игнорировании старшинства этически свободного стяжательства и экономического индивидуализма по сравнению с Реформацией (Робер-тсон, 1933; Тауни, 1926), а также протестантских этических заповедей о стяжательстве (Джордж и Джордж, 1958; Гудзон, 1949) и католических и светских профессионально-технических доктрин, которые были подобны по целям и содержанию доктринам пуритан (Робертсон, 1933; Самюэльсон, 1961). Многое в критике, однако, основано на недоразумениях. Вебер пытался объяснить не этически свободное стяжательство или экономический индивидуализм, а только аскетический дух, развивавшийся в капитализме после Реформации. Он не отрицает пуританские этические заповеди о стяжательстве, а признает их, но утверждает, что они не были направлены против богатства как такового, а только против злоупотребления им в без-дельи и потреблении. Вебер также знал все доктрины о профессионально-техническом усердии, но сомневался в их эффективности, ибо они не были поддержаны психологическими санкциями типа пуританского стремления к спасению. Тезис Вебера остается открытым для нападок. Некоторые авторы, например, сомневаются в порождении пуританством психологических санкций, вытекающих из стремления к спасению (Риаринг, 1985; Маккиннон, 1988); пуританские произведения об экономическом стяжательстве достаточно неоднозначны, чтобы поддерживать и интерпретации Вебера. Наконец, трудно установить недвусмысленно направление влияния религии на экономическую жизнь. Марксисты, например, могли бы привести доводы в пользу "причинности" в противоположном направлении. Вероятно, споры будут продолжаться до тех пор, пока социальные ученые сохраняют интерес к данной проблеме.

Просмотров: 631
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Д. Дэвид, Джери Дж. Большой толковый социологический словарь, 2001 г.




Другие новости по теме:

  • «ДЛЯ СЕБЯ»
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • Автор как переводчик себя
  • Безопасные условия для человека
  • ДЛЯ СЕБЯ
  • ДЛЯ-СЕБЯ-БЫТИЕ
  • ДЛЯ-СЕБЯ-БЫТИЕ
  • ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ КАК ФИЛОСОФСКИЕ ТЕРМИНЫ
  • ИНТЕРНАТ ДЛЯ ПСИХИЧЕСКИ НЕПОЛНОЦЕННЫХ ЛЮДЕЙ
  • КЛАСС ДЛЯ СЕБЯ
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • Опросник для диагностики структуры эмоциональности в профессионально-педагогической деятельности
  • Основные принципы и идеи философии Спинозы. Пантеизм Спинозы. Субстанция как природа и Бог
  • Поведение как эксперимент
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • ПРОТЕСТАНТСКАЯ ЭТИКА И ДУХ КАПИТАЛИЗМА
  • ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О ДУХЕ
  • Речь эгоцентрическая, или «речь для себя»
  • Социализация как результат
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ
  • Суицидальное поведение как способ манипуляции
  • УЧЕТ ОПАСНЫХ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА ВЕЩЕСТВ
  • Формирование условных рефлексов путем последовательного приближения к конечной цели
  • Хазарыкочевой тюрко-язычный народ, появившийся в Восточной Европе после гуннского нашествия (4 в.). В 60-х гг. 6 в. были покорены Тюркским каганатом. С середины 7 в, создали Хазарский каганат. После его падения растворились в среде тюркских кочевых н
  • ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ. Исследование психологических проблем этики
  • ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ. Исследование психологических проблем этики
  • Экзистенция, выбор, Бог как темы философии Кьеркегора
  • эффект быть-как-все (BANDWAGON EFFECT) (в экономической психологии)
  • Я как мыслящая вещь. Сущность человека: Декарт



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь