ОРГАНИЗАЦИЯ

(organization) — 1. Тип коллектива, созданного для выполнения определенных намерений или целей и характеризующегося формальной структурой правил, властными отношениями, разделением труда, ограниченным членством либо приемом. Термин используется главным образом по отношению к крупномасштабным или "сложным организациям", проникающим во все аспекты социальной жизни современного общества. Это — деловые предприятия, школы, госпитали, церкви, тюрьмы, армия, политические партии, профсоюзы и т.д. Их модели социальных отношений отличаются от других социальных групп — семьи, групп равных и соседских общин — в значительной степени спонтанных и неформальных (ср. Первичная группа). Формы ассоциации в организациях обычно занимают только часть жизни человека (за важным исключением тотальных организаций). 2. Какое-либо целевое объединение социальной деятельности или совокупности действий (ср. Социальная структура). Термин в этом смысле подразумевает активный контроль над человеческими отношениями. Например, организация труда  предполагает определение задач и их координацию, а также моделей полномочий, форм и отношений найма. Хотя организация и бюрократия часто считаются синонимами, это не соответствует действительности. Хотя современная бюрократия суть организаций, не все они являются бюрократиями. Вебер, щ например, был осторожен в проведении такого различия, ибо организация (Verband) могла включать иные образцы руководства, чем "юридически-рациональный", — характерный для современной бюрократии. См. также Авторитет. Основная проблема в определении термина в смысле 1 касается спецификации "целей организации". По мнению некоторых, организации имеют цели, либо материализуя коллективное понятие "организация", либо выполняя поставленные власть предержащей верхушкой (см. Функционализм). Однако в организации как таковой отсутствуют какие-либо цели. Скорее, группы и индивидуумы в ее рамках преследуют множество различных и конкурирующих между собою целей. Руководители путем отбора, обучения, поощрения и наказания пытаются устанавливать всеохватывающие задачи и увековечить "культуру организации", но характер и степень податливости подчиненных и степень сотрудничества и конфликта внутри организации могут быть выявлены только эмпирическим исследованием. Эта проблема отражается в различии между формальной и неформальной организацией. Первая относится к "официальной" иерархии и властным структурам, имеющим временные промежутки празления, как впервые описано теоретиками формальных организаций и научного менеджмента; вторая — к способам, которыми официальные правила вводятся или ниспровергаются посредством неформальных действий подчиненных и которые раскрыты в ранних экспериментах Хоуторна. См. Школа человеческих отношений.

В действительности нет общепринятого определения термина; его значение меняется в зависимости от различных теоретических подходов (см. Теория организации).

Просмотров: 998
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Д. Дэвид, Джери Дж. Большой толковый социологический словарь, 2001 г.




Другие новости по теме:

  • Аут-управленческие члены группы (организации)
  • ВОЗДЕЙСТВОВАТЬ НА КОГО-ЛИБО
  • Деловые отношения в организации
  • Диагностика оценки удовлетворенности и привлекательности труда в организации. В. М. Снетков
  • Ин-управленческие члены группы (организации)
  • Методы организации коллектива
  • Методы организации коллектива
  • Недостатки в организации процесса труда
  • ОТЗЫВ ВЕДУЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ (ПРЕДПРИЯТИЯ)
  • Обелять кого-либо
  • Отыгрываться на ком-либо
  • ПЛОСКАЯ СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИИ
  • СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИИ
  • Структура семейных отношений и организация семьи (Сальвадор Минухин)
  • ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
  • ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
  • Уровни организации человека
  • ФИЛОСОФСКИЕ ОБЩЕСТВА И ОРГАНИЗАЦИИ
  • ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
  • ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
  • ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
  • ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ (ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ)
  • Факторы гуманизации социальных отношений в организации
  • Форма организации обучения
  • Формы организации воспитания
  • Формы организации воспитательного процесса
  • Формы организации образовательной деятельности детей
  • Формы организации обучения
  • Формы организации педагогического процесса
  • Формы организации труда



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь