|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Социология » Д. Дэвид, Джери Дж. Большой толковый социологический словарь, 2001 г.
ОРГАНИЗАЦИЯ(organization) — 1. Тип коллектива, созданного для выполнения определенных намерений или целей и характеризующегося формальной структурой правил, властными отношениями, разделением труда, ограниченным членством либо приемом. Термин используется главным образом по отношению к крупномасштабным или "сложным организациям", проникающим во все аспекты социальной жизни современного общества. Это — деловые предприятия, школы, госпитали, церкви, тюрьмы, армия, политические партии, профсоюзы и т.д. Их модели социальных отношений отличаются от других социальных групп — семьи, групп равных и соседских общин — в значительной степени спонтанных и неформальных (ср. Первичная группа). Формы ассоциации в организациях обычно занимают только часть жизни человека (за важным исключением тотальных организаций). 2. Какое-либо целевое объединение социальной деятельности или совокупности действий (ср. Социальная структура). Термин в этом смысле подразумевает активный контроль над человеческими отношениями. Например, организация труда предполагает определение задач и их координацию, а также моделей полномочий, форм и отношений найма. Хотя организация и бюрократия часто считаются синонимами, это не соответствует действительности. Хотя современная бюрократия суть организаций, не все они являются бюрократиями. Вебер, щ например, был осторожен в проведении такого различия, ибо организация (Verband) могла включать иные образцы руководства, чем "юридически-рациональный", — характерный для современной бюрократии. См. также Авторитет. Основная проблема в определении термина в смысле 1 касается спецификации "целей организации". По мнению некоторых, организации имеют цели, либо материализуя коллективное понятие "организация", либо выполняя поставленные власть предержащей верхушкой (см. Функционализм). Однако в организации как таковой отсутствуют какие-либо цели. Скорее, группы и индивидуумы в ее рамках преследуют множество различных и конкурирующих между собою целей. Руководители путем отбора, обучения, поощрения и наказания пытаются устанавливать всеохватывающие задачи и увековечить "культуру организации", но характер и степень податливости подчиненных и степень сотрудничества и конфликта внутри организации могут быть выявлены только эмпирическим исследованием. Эта проблема отражается в различии между формальной и неформальной организацией. Первая относится к "официальной" иерархии и властным структурам, имеющим временные промежутки празления, как впервые описано теоретиками формальных организаций и научного менеджмента; вторая — к способам, которыми официальные правила вводятся или ниспровергаются посредством неформальных действий подчиненных и которые раскрыты в ранних экспериментах Хоуторна. См. Школа человеческих отношений. В действительности нет общепринятого определения термина; его значение меняется в зависимости от различных теоретических подходов (см. Теория организации).
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Д. Дэвид, Джери Дж. Большой толковый социологический словарь, 2001 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|