|
ЭТИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ- буржуазно-либеральная концепция, согласно которой сущностью социализма являются не политические и социально-экономические отношения, а нравственные ценности. Осн. идеи Э. с. были впервые сформулированы на рубеже XIX-XX вв. в работах неокантианцев-марбургской школы - Г. Когена, П. Наторпа, Р. Штамлера, К. Форлендера, а также П. Нельсона и др., пытавшихся подменить (или дополнить) теорию научного социализма принципами идеалистической этики; Подчеркивая, что социализм - это сфера должного, царство целей, они заменяли материалистическое понимание истории кантовской теорией практического разума. По их мнению, одной из формул категорического императива (к-рая гласит, что человек должен относиться к человечеству ив своем лице, и в лице всякого др. всегда как к цели и никогда только как к средству) Кймг якобы впервые этически обосновал социалистическую идею солидарности и уважения достоинства каждой личности. Наиболее существенные недостатки этики Канта - абстрактность и формализм -оборачиваются для неокантианцев ее достоинствами, якобы способствуя выработке этического идеала, пригодного" для каждого человека независимо от его материальных и социально- классовых интересов. Этика; по их янению; должна быть «социальной педагогикой», помогающей "устранять классовые конфликты и солидаризироватъ об-во. Теория классовой борьбы «социальной революции, диктатура, пролетариата, диалектика как учение о противоречиях теряют смысл и делаются с этой т. зр. просто ненужными. Э. х. оказал большое бездействие на теоретиков нем. и австр. социал-демократии, "а прежде всего на Э. Бернштейня, сформулировавшего реформистский тезяс о том, что стремление пролетариата 1к его конечной цели-второстепенный вопрос по сравнению со стремлением к целям ближайшим. Идеи Э. с. культивируются ныне правосоциалистическими идеологами. Поврежнему рассматривая социализм гл. обр. как нравственное миросозерцание, дни основывают его уже не только на кантовской философии, но и на ценностях христианской этики, философско-идеалистической антропологии и т. п. Так же как и неокантианцы, они неоправданно обвиняют революционный марксизм в пренебрежении морально-гуманистическими аспектами социализма, отстаивают принцип межклассовой солидарности, отдают решительное предпочтение духовно-нравственяым ценностям перед - социально-экономическими преобразованиями, акцентируя внимание на постепенных, эволюционных изменениях об-ва в условиях хорошо функционирующего и «оправдавшего себя» рыночного хозяйства, т. е. в условиях сохранения частной собственности. Отсюда и их вывод совсем в духе Бериштейна: «Демократический социализм не имеет конечной цели, его следует понимать как постоянную задачу».
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Словарь по этике/Под редакцией И.Кона, 1981 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|