|
СТИЛЬ ЖИЗНИ- устойчиво воспроизводимые отличительные черты общеНия, бытового уклада, манеры поведения, привычки, склонности и т. п., свойственные к.-л. человеку или группе людей и выявляющие своеобразие их духовного мира, направленность жизни личности через внешние формы бытия (организация рабочего времени, проведение досуга, отдыха, устройство быта, манера держаться и говорить и т. д.). Будучи конкретизацией и определенным срезом более общего понятия «образ жизни» , С. ж. в большей мере фиксирует, учитывает индивидуальные и психологические особенности поведения, вкусов» предпочтений, интересов, склонностей людей. Так, говорят об «аристократическом», «купеческом», «демократическом» и т. д. С. ж., а применительно к отдельной личности - о С. ж. англомана, разночинца, бюргера и т. д. С. ж. отдельной личности или группы людей вовсе не сводится к простому усвоению или повторению того «общего» и «особенного», что присуще жизнедеятельности членов данного об-ва. Обладая индивидуальным своеобразием, уникальностью, относительной самостоятельностью и ценностью, он способен оказывать формообразующее влияние на тот или иной образ жизни. Индивидуальный (или групповой, «субкультурный») С. ж. порой интегрируется и кристаллизуется в уклад и образ жизни, к-рый разделяет и к-рому следует та или иная (большая или меньшая) социальная общность, вплоть до воплощения его в образ жизни, ставший нормой для массового поведения и массового сознания. Так, после победы социалистической революции на основе «пролетарского» С. ж. сложился социалистический образ жизни. С. ж. - существенный признак индивидуальности, личностного развития», к-рый во многом зависит от ценностных ориентации, уровня культуры и психологических особенностей самого человека. Поэтому процесс становления индивидуальности совпадает с формированием собственного, «личного» С. ж. Отсутствие такового ведет к произволу, эклектике, господству «каприза» и т. п. Личность организует свою жизненную линию согласно определенным принципам, правилам, вкусам, в соответствии с собственными представлениями о том, что такое полноценная в духовном, нравственном и физическом отношении жизнь, а не просто отдаваясь во власть стихии повседневности. Заботу человека о С. ж. не следует смешивать с «дурным своеобразием», т. е. с претензией на оригинальность, с желанием выделиться среди др. в пустяках, ничтожных мелочах, усматривая именно в этом проявление свободы своей индивидуальности. Понятие «С. ж.» имеет очевидный нравственный смысл, поскольку формирование собственной личности (Самовоспитание) прямо соотносится с интересами др. людей, интересами об-ва. Наиболее гуманные формы самореализации, самовоспитания воплощаются в С. ж., выражающем оригинальность духовного склада и индивидуальность личности, к-рая может служить примером для подражания. «Прост, как правда», - сказал о В.И. Ленине сормовский рабочий. Но это сложная простота, приметы к-рой -общительность, жизнерадостность и жизнелюбие, скромность, тактичность, деликатность, внимательность к др. - сделали ленинский С. ж. образцом для подражания целых поколений людей. Формирование личного С. ж., соответствующего демократизму нашего об-ва, требованиям социалистической культуры и нормам коммунистической нравственности, -важная сторона и задача нравственного воспитания.
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Словарь по этике/Под редакцией И.Кона, 1981 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|