САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ТВОРЧЕСТВО

(в морали) - активное и свободное выполнение человеком требований нравственности, в к-ром он утверждает себя как моральная личность, способная не только подчиняться возлагаемым на нее обязанностям, но и самостоятельно ставить перед собой нравственные цели и осуществлять их без внешнего (не только материального, но и духовного) принуждения. С. и т. в морали предполагают: личное осознание человеком - морального требования; выполнение этого требования не по принудительной обязанности, а подчиняясь голосу собственной ровести, из стремления делать благо для отдельных людей и для об-ва в целом; самостоятельность в решении нравственных проблем; критика отживающих и участие в творчестве новых норм морали (Чувство нового), готовность выступить против устоявшихся обычаев и мнения большинства, если последние вступают в противоре

чие с требованиями подлинной нравственности. Впервые проблеме С. и т. в морали стали уделять большое внимание классики буржуазной философии. Но для буржуазной этики в целом характерно решение ее лишь в плане свободы отдельной личности. Кант и Фихте сводят ее к вопросу свободы личной совести. Фихте считал единственным критерием нравственности совесть « чистого Я», а подчинение внешнему авторитету -бессовестностью. Кант утверждал, что подлинно моральным может быть лишь тот закон, к-рый человек дает себе сам. Др. решение, часто предлагавшееся теоретиками буржуазной морали, - противопоставление «свободной» нравственности подчинению норме; добродетели, внутреннего стремления к добру - «морали долга» (Деонтология). Сторонники экзистенциализма рассматривают творчество в морали как нравственность личного замысла, утверждение человеком самого себя в противовес «догматической» морали выполнения общепринятых норм. Такое понимание творчества, отвечающее духу буржуазного индивидуализма, в конечном итоге всегда приводит к противопоставлению личности об-ву, к той или иной форме аморализма. Совершенно по-иному решают проблему С. и т. марксистская этика и коммунистическая нравственность,  относя ее не только к отдельной личности, а прежде всего к широким народным массам. В, И. Ленин неоднократно указывал, что утверждение норм коммунистической нравственности невозможно без творческой активности масс. Новая мораль создается не путем простого усвоения людьми готовых формул, а путем творчества новых форм общественной дисциплины, на основе практического массового опыта. Только участвуя в этой массовой деятельности, личность способна проявлять инициативу, почин, подавать пример окружающим. С. и т. в морали возможны при условии глубокого осознания каждым членом об-ва исторических потребностей и задач, возникающих в процессе общественного развития. Тогда выполнение выработанного общественным сознанием нравственного требования становится делом личной совести и ответственности каждого, из простого исполнения обязанностей превращается в целенаправленную моральную деятельность. В дальнейшем постепенно это осознание может превратиться в склонности и привычки, благодаря к-рым выполнение морального долга начинает осуществляться уже совершенно свободно, без внутреннего самопринуждения (Свобода нравственная).

Просмотров: 630
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Словарь по этике/Под редакцией И.Кона, 1981 г.




Другие новости по теме:

  • «ДВА ИСТОЧНИКА МОРАЛИ И РЕЛИГИИ»
  • «ДЕОНТОЛОГИЯ. ИЛИ НАУКА О МОРАЛИ»
  • «Золотое правило» нравственности
  • «ИССЛЕДОВАНИЕ О ПРИНЦИПАХ МОРАЛИ»
  • ВЗАИМОСВЯЗЬ МОРАЛИ И ПРАВА
  • ГЕТЕРОНОМНАЯ СТАДИЯ МОРАЛИ
  • Д.Юм об обществе, справедливости, собственности, морали, религии
  • ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ
  • И. Кант: Мир нравственности и категорический императив
  • ИДЕОЛОГИЯ НРАВСТВЕННОСТИ
  • ИДЕОЛОГИЯ НРАВСТВЕННОСТИ
  • К ГЕНЕАЛОГИИ МОРАЛИ
  • КРИТЕРИЙ НРАВСТВЕННОСТИ
  • Кантианская теория морали
  • Критика буржуазной социологии (философии , идеологии)
  • НОРМЫ МОРАЛИ
  • НОРМЫ НРАВСТВЕННОСТИ
  • ПРЕДМЕТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ НРАВСТВЕННОСТИ
  • Правило нравственности
  • РЕЛИГИЯ В ПРЕДЕЛАХ ТОЛЬКО РАЗУМА
  • СВЕРХВЛАСТЬ НРАВСТВЕННОСТИ
  • СВЕРХВЛАСТЬ НРАВСТВЕННОСТИ
  • СОБЛЮДЕНИЕ НОРМ МОРАЛИ
  • СОЦИОЛОГИЯ МОРАЛИ
  • СОЦИОЛОГИЯ МОРАЛИ
  • СОЦИОЛОГИЯ МОРАЛИ
  • СОЦИОЛОГИЯ МОРАЛИ
  • Учение Фихте о человеке, обществе, государстве, праве и нравственности
  • ФИЛОСОФИЯ МОРАЛИ
  • ЯЗЫК МОРАЛИ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь