(моральные) (лат. principium - основание) - одна из форм нравственного сознания, в к-рой моральные требования выражаются наиболее обобщенно. Если норма предписывает, какие конкретно поступки человек должен совершать, а понятие морального качества характеризует отдельные стороны поведения и черты характера личности, то П. в общей форме раскрывают содержание той или иной нравственности, выражают выработанные в моральном сознании об-ва требования, касающиеся нравственной сущности человека, его назначения, смысла его жизни и характера взаимоотношений между людьми. Они дают человеку общее направление деятельности и обычно служат основанием (Критерий нравственности) для более частных норм поведения. Мораль различных классов по-разному трактует нравственную сущность человека, выдвигая соответствующие этой трактовке моральные П. Так, осн. П. буржуазной морали, к-рая. исходит из того, что человек по своей «естественной» сущности эгоист, способный оказывать благодеяния об-ву лишь постольку, поскольку это отвечает его частной выгоде, являются эгоизм и индивидуализм. В личных отношениях между людьми П. эгоизма чисто внешне дополняется и ограничивается П. альтруизма. С этой т. зр. процветание об-ва в целом сводится к благополучию частных лиц, каждое из к-рых «свободно» преследует собственные интересы. Коммунистическая нравственность, напротив, исходит из того, что полное осуществление свободы человека, гармоническое удовлетворение потребностей и развитие способностей каждого возможны лишь в коллективе. Поэтому сотрудничество между людьми должно устанавливаться ве ради частной выгоды каждого, а во имя общих целей, осуществление к-рых означает и благо для каждого в отдельности. Это значит, что подлинное назначение человека состоит в сознательном служенни об-ву, а в конечном счете - человечеству в целом (П. коллективизма). В коммунистическом об-ве эта общественно полезная деятельность становится органической потребностью каждого. Помимо П., раскрывающих содержание той или иной нравственности, существуют также формальные П., раскрывающие особенности способа выполнения моральных требований (напр., сознательность и ее противоположности - фетишизм, формализм, догматизм, авторитаризм, фанатизм, фатализм). Хотя эти П. и не обосновывают никаких конкретных норм поведения, они, тем не менее, тесно связаны с природой той или иной нравственности, показывают, насколько она допускает сознательное отношение человека к предъявляемым ему требованиям.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.