Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 48 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 49 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 51 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 52 ОПТИМИЗМ



ОПТИМИЗМ

- (лат. optimus - наилучший) - воззрение на общий ход исторических изменений, согласно к-рому всегда существует возможность приблизить действительность к идеалу добра; убеждение в достижении в конце концов его торжества над злом, а справедливости - над несправедливостью, в способности человека к безграничному социальному развитию и моральному совершенствованию. Противоположен пессимизму. О. как общественное настроение и как система фнлософско-этических взглядов тесно связан с идеей социально-исторического и нравственного прогресса. Будучи способом практической ориентации человека, О. позволяет людям ожидать от будущего исполнения их желаний и достижения планируемых результатов действий. Именно поэтому принцип О. считается плодотворной основой поведения индивида. Вера в лучшее будущее способствует развертыванию деятельных, творческих способностей личности, помогает формировать у нее положительные нравственные качества. В истории этики О. обосновывали по-разному. Идеалист Платон, напр., признает существование абсолютной справедливости и добра, но переносит их местопребывание в царство идей. В эмпирическом мире человек - может быть добродетелен при условии, если разум (через к-рый индивид причастен к f,;Hpy идей) подчинит себе все стороны его жизни. Более реалистичен О. Демокрита, Аристотеля, Эпикура и др. мыслителей античности, к-рые видели основу добродетельной и счастливой жизни в разумном управлении человеком своими чувственными побуждениями и деятельностью. Представители христианской морали и средневековой философии, хотя и полагали, что зло в конечном итоге преодолевается (Августин, Фома Лквинский и др.), ставили торжество добра в зависимость от воли бога, переносили его реализацию в потусторонний мир. Земная же жизнь, по их мнению, полна горя и страданий, а грех и вина - существенные изначальные свойства человеческой природы. Подобный О. является мнимым, т. к. покоится на признании неискоренимости зла в реальной жизни. Фактически он равнозначен пессимизму. В новое время  сторонником абсолютного О. выступил Лейбниц. Он считал, что мир населен несовершенными существами (бесконечен и совершенен только бог), поэтому зло в об-ве неизбежно. Но поскольку всеблагой бог не мог создать мир плохим, добро превалирует в жизни над злом. Более того, зло - это фон для торжества добра, а наш мир -наилучший из всех возможных миров. Мысль о том, что зло - ступенька к добру. поддерживалась И. В. Гете, Фихте и др. мыслителями. О. Гегеля основан на его учении о прогрессе истории. Добро, по Гегелю, - это реализованная свобода, конечная цель  мира. И хотя зло в жизни необходимо, на нем, с т. зр. Гегеля, не следует застревать, оно непременно «должно быть преодолено, как ничтожное». Из веры в социальный прогресс  и революционное изменение об-ва, в победу правды и справедливости вытекает О. революционных демократов (Герцена, Чернышевского и др.). В одну из самых мрачных эпох России Чернышевский призывал работать для будущего, приближать его. С конца XIX в., когда· капитализм перерастает в империалистическую стадию, буржуазные социологи и философы морали, как правило, отвергают идею исторического и нравственного прогресса, пессимистически оценивают положение человека в мире, перспективы его совершенствования. Марксистская этика стоит на т. зр. О. Однако она отвергает идеалистические и метафизические его концепции, к-рые на практике оправдывают и увековечивают социальное и моральное зло. О. марксистского учения основан на том, что оно установило связь отрицательных сторон действительности, нередко порождающих пес-. симистическое отношение к жизни, с конкретными, исторически преходящими условиями существования об-ва (таковы, напр., антагонистические противоречия  капитализма). Чтобы избавиться от этих условий и порождаемого ими зла, человек должен активно и сознательно бороться с ними. Предпосылкой такой сознательной борьбы является знание законов общественного развития. Открыв эти законы, а также социальные силы, реализующие их, исторический материализм  впервые дал оптимистическому мировоззрению научное обоснование.

Просмотров: 680
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Словарь по этике/Под редакцией И.Кона, 1981 г.




Другие новости по теме:

  •  Критерии и показатели эффективности формирования  навыков здорового образа жизни и безопасного поведения личности
  • «РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ»
  • ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МИНИМАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ
  • Д.Юм об обществе, справедливости, собственности, морали, религии
  • ЖИЗНИ, ЦЕЛЬ
  • Жизни цель
  • Здоровый образ жизни человека
  • ИЗМЕНЕНИЕ В ЖИЗНИ
  • ИСТОРИЯ ЖИЗНИ и МЕТОД ИСТОРИИ ЖИЗНИ
  • Индекс качества жизни
  • КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ТЕОРИЯ
  • Критерии Природы и Жизни
  • О ПОЛЬЗЕ И ВРЕДЕ ИСТОРИИ ДЛЯ ЖИЗНИ
  • Основные периоды жизни, сочинения и идеи Гегеля. Юность Гегеля. Штутгарт (1770-1788)
  • Основные события в жизни человека
  • ПО ТУ СТОРОНУ ДОБРА И ЗЛА. Прелюдия к философии будущего
  • ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА В СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ
  • Периоды жизни Гегеля. Тюбинген (1788-1793). Берн (1793-1796)
  • Периоды жизни Гегеля. Франкфурт-на-Майне (1797-1800)
  • Продолжительность жизни человека
  • СМЫСЛ ЖИЗНИ (человека)
  • СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
  • СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
  • СОЦИАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ УСЛОВИЙ ЖИЗНИ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ И ПОМОЩЬ ИМ
  • Смысл жизни человека
  • Стадии жизни человека
  • ТЯЖЕЛЫЕ ПЕРИОДЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
  • ЦЕЛЬ ЖИЗНИ
  • Цель жизни Человека
  • Ценность человеческой жизни



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь