|
МОРАЛЬ И ПОЛИТИКА- два способа регуляции поведения, две формы обоснования его в общественном сознании. Будучи относительно самостоятельными факторами общественной жизни, хотя и определяемыми в конечном счете развитием способа производства, М. и п. не могут быть сведены друг к другу. В противном случае имеет место или вульгаризация, выливающаяся, как правило, в политическое делячество и цинизм, или абстрактно-спекулятивный, морализаторский подход, игнорирующий реальные социально-политические условия и возможности. П., выражая отношения между классами, их борьбу за власть, в центр внимания ставит вопрос о политической целесообразности (т. е. наиболее эффективном выражении и обеспечении классовых интересов). М., также отражая классовые интересы, формулирует их по-своему, как универсальные требования, обращенные ко всем людям (и действительно содержит общечеловеческие элементы и аспекты). В центре внимания М. находятся проблемы не только обоснования благородства целей борьбы, но и оправданности, допустимости средств деятельности (Цели и средства). Эти особенности делали взаимодействие М. и п. в различные исторические эпохи и в условиях разных социальных систем разнообразным, многоплановым. Политическая борьба сопровождается столкновением противоположных классовых моральных установок, а также попытками поставить на службу классового интереса те или иные нормы общечеловеческого общежития; тот или иной класс может, в зависимости от своей политической зрелости и уровня развития морального самосознания, выражать свои устремления, как в формах стихийного морального энтузиазма, так и целенаправленного, последовательного политического действия. П. присущи определенная стратегия и тактика, законы классовой борьбы, нарушать к-рые нельзя безнаказанно, и вместе с тем в своих стратегических целях она содержит моральные ценности (идеалы) и имеет, следовательно, внутреннюю моральную (передовую или реакционную) ориентированность. П. в тактике, в выборе средств борьбы исходит из их эффективности и доступности, однако не может игнорировать проблему оценки их общественным мнением, их моральной оправданности, дозволенности и т. п. П. тем более эффективна, чем более она опирается на точные научные данные, на объективное знание ситуации, но и М. содержит в себе познавательное содержание (исторический нравственный опыт поколений), хотя и преломленное через оценку и поведение. П. - не только наука, но и искусство и, как всякое искусство, опирается на импровизацию, риск выбора, определяемого (особенно в условиях, когда на научный анализ недостаточно времени) моральными позициями участников борьбы. В условиях классово антагонистических об-в, когда эксплуататорские классы в целях сохранения своего господства шли на нарушение нравственных норм в политической борьбе, естественным было появление пессимистических взглядов на взаимоотношения М. и п. Китайские легисты, Макиавелли, Гоббс и мн. др. мыслители прошлого исходили в своих теориях из предпосылки, что П. и м. несовместимы, что политическая целесообразность и моральность взаимоисключают друг друга. Признание несовместимости М. и п. нашло свое выражение в двух противоположных мировоззренческих позициях: аморального политиканства и абстрактного морализирования. В первом случае упор делается только на П., а собственно нравственный смысл поведения игнорируется, М. третируется и попирается во имя «политической целесообразности» или превращается в послушное средство демагогического прикрытия политических целей. Во втором случае значение М. абсолютизируется, а реальные (политические) средства борьбы игнорируются или недооцениваются. Обе. эти позиции в своей основе противоположны марксистскому пониманию М. и п., к-рое исходит из того, что наиболее передовая, дальновидная и перспективная П, соответствует требованиям моральности. Основоположники марксизма-ленинизма требовали от участников коммунистического движения проведения такой П., к-рая, будучи эффективной в плане целесообразности, соответствовала бы принципам, идеалам коммунистической морали, ее гуманному смыслу и духу. М. воздействует на П. через нравственные оценки, ориентации, требования. П. воздействует на М„ снабжая нравственное сознание масс пониманием реальных задач, условий и средств деятельности, раскрывая социально-политические интересы, стоящие за теми или иными моральными нормами. Задача состоит в том, чтобы добиться гармоничного взаимопроникновения социалистической П. и коммунистической М., их максимального внутреннего единства. Осуждая всякие нарушения соответствия между социалистической П. и М., коммунистические партии строят свои отношения с массами на основе принципов демократизма, взаимного доверия, всемерного развития критики и самокритики, нравственной ответственности, честности, принципиальности, правдивости, человечности. Высоконравственными являются принципы внешней П. социалистических государств; признание равноправия и суверенитета всех народов, „подлинное миролюбие, выражающееся в последовательном проведении курса на мирное сосуществование государств с различным социальным строем, в борьбе за разрядку международной напряженности, развитие дружбы и сотрудничества между народами, солидарность и товарищеская взаимопомощь с трудящимися др. стран.
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Словарь по этике/Под редакцией И.Кона, 1981 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|