ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ ЗАКОН

— все общий закон действительности и ее познания человеческим мышлением, выражающий суть, “ядро” материалистической диалектики. Каждый объект заключает в себе противоположности. Под противоположностями диалектический материализм  понимает такие моменты, “стороны” и т. п., к-рые (1) находятся в неразрывном единстве, (2) взаимоисключают друг друга, причем не только в разных, но и в одном и том же отношении, т. е. (3) взаимопроникают. Нет противоположностей без их единства, нет единства без противоположностей. Единство противоположностей относительно, временно, борьба противоположностей абсолютна. Этот закон объясняет объективный внутренний “источник” всякого движения, не прибегая ни к каким посторонним силам, позволяет понять движение как самодвижение. Он раскрывает конкретное единство многообразия именно как конкретное, а не мертвое тождество. Диалектическое мышление не рассекает целое, абстрактно разделяя крайности, а, напротив, осваивает целое как органическое, как систему, в к-рой противоположности взаимопроникают, обусловливая весь процесс ее развития. Тем самым воспроизводится конкретная целостность и развитие предмета “в логике понятий”. В этом законе наиболее концентрированно выражается противоположность диалектического мышления рассудочно-метафизическому, к-рое толкует “источник” движения лишь как отличный от самого движения и внешний для него, а единство — как существующее рядом с многообразием. Метафизика толкает на путь подмены движения и конкретного единства многообразия описанием внешних результатов движения и лишь внешне сопоставленных сторон предмета. Вся история диалектики есть история борьбы вокруг этих проблем, попыток их решения. Родоначальник диалектики противоречий — Гераклит. Элейцы (Зенон) превратили противоречие в чисто субъективное, и свели к средству опровержения движения и многообразия (“отрицательная диалектика” — апория). В эпоху Возрождения идею “совпадения противоположностей” развивали Николай Кузанский и Бруно. Кант “устранял” антиномии лишь путем дуалистического разрыва субъекта и объекта. Попытки преодолеть этот разрыв вели к идее диалектического противоречия (Фихте, Шеллинг, Гегель). Особенно велика в разработке этой идеи заслуга Гегеля, к-рый сделал в исследовании проблемы противоречия самое большее, что можно было сделать, оставаясь на почве идеализма. Для совр. зап. философии характерны, с одной стороны, тенденция иррационализации противоречия как якобы неразрешимого (“трагическая диалектика”), с др.— попытка отрицать эту категорию, подменяя ее терминологическими различениями (позитивизм). Марксизм материалистически истолковал и разработал Е. и б. п. з. “как закон познания (и закон объективного мира)” (Ленин). Подход к этому закону с т. эр. принципа совпадения диалектики, логики и теории познания направлен против сведения его к сумме примеров, на понимание его как всеобщего закона бытия и мышления. Объективная всеобщность этого закона — основа его методологических функций в познании. Доказательство его всеобщности требует исследования этих функций. Он определяет также и структуру научной теории, поскольку последняя раскрывает диалектику раздвоения единого. Классический образец такой структуры — Капитал” Маркса. Разрешение противоречий ведет исследование вперед по логике самого предмета и служит рациональным способом выработки новых понятий, их синтеза. Диалектическое противоречие в познании не сводится к столкновению тезиса и антитезиса. Оно заключается в движении к его разрешению. Понять диалектическое противоречие  — значит понять, как оно развивается и разрешается. Разрешение его отнюдь не сводится к простому устранению путаных формально-логических противоречий в рассуждении. Адекватно сформулировать диалектическое противоречие внутри теории можно лишь в процессе восхождения от абстрактного к конкретному (Абстрактное и конкретное). Процесс развития осуществляется через столкновение как внутренних, так и внешних противоположностей. Диалектика рассматривает внешние противоположности не как изначально различные сущности, а как результат раздвоения единого, в конечном счете как производные от внутренних. Категория диалектического противоречия имеет важное методологическое значение и для совр.естествознания, к-рое все чаще сталкивается с противоречивой природой объектов. Марксизм-ленинизм сделал категорию противоречия достоянием образа мыслей, вытекающего из целостного освоения мира человеком, у к-рого нет причин бояться противоречий или мешать их разрешению. Мировоззренческое и воспитательное значение этого закона выражается и в том, что он учит никакую ступень развития, никакое достижение истории не рассматривать как окончательные и ориентирует на бесконечное творчество.

Просмотров: 1584
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философский энциклопедический словарь.- М.: Советская энциклопедия, 1989 г.




Другие новости по теме:

  • Взаимное проникновение противоположностей
  • ДИАЛЕКТИКА КАК ЛОГИКА РАЗРЕШЕНИЯ ПРОТИВОРЕЧИЙ
  • ДИАЛЕКТИЧЕСКОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ
  • ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ ЗАКОН
  • ЕДИНСТВО И БОРЬБА ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ
  • ЕДИНСТВО И БОРЬБА ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ
  • Единство и борьба противоположностей
  • Единство и борьба противоположностей
  • ЗАКОН ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ
  • ЗАКОН ПРОТИВОРЕЧИЯ
  • ЗАКОН ПРОТИВОРЕЧИЯ
  • ЗАКОН ПРОТИВОРЕЧИЯ
  • Закон единства и борьбы противоположностей
  • Закон единства и борьбы противоположностей (закон диалетической противоречивости)
  • Закон отрицания отрицания (закон диалектического синтеза)
  • Закон противоречия
  • МАЯТНИКОВЫЕ ДВИЖЕНИЯ (в теории культуры)
  • ПРИНЦИП ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО ЕДИНСТВА ОБЩЕГО И ОСОБЕННОГО
  • ПРИНЦИП ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО ЕДИНСТВА ТЕОРИИ, ЭКСПЕРИМЕНТА И ПРАКТИКИ
  • ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ, ТЕСТ
  • ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ
  • ПРОТИВОРЕЧИЕ (ДИАЛЕКТИЧЕСКОЕ)
  • ПРОТИВОРЕЧИЕ (ДИАЛЕКТИЧЕСКОЕ)
  • ПРОТИВОРЕЧИЯ ЗАКОН
  • Противоречие (закон исключенного третьего)
  • Противоречия закон
  • РАЗРЕШЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ
  • внушение путем противопоставления противоположностей
  • принцип единства внешних воздействий и внутренних условий
  • принцип единства и борьбы противоположностей



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь