ЛЮБОВЬ

- чувство, соответствующее отношениям общности и близости между людьми, основанным на их взаимной заинтересованности и склонности. Проявления Л. могут быть самыми различными: половая Л., разнообразные чувства взаимной симпатии и дружбы между людьми (в самом широком смысле -взаимоотношения людей в об-ве, основанные на общности устремлений и интересов), наконец, положительное отношение человека к объекту познания и практической деятельности - (Л. к природе, к истине, к жизни и т. п.). В самом же обобщенном, абстрактном смысле Л. понимается в этике и философии как такое отношение между людьми, когда один человек рассматривает др. как близкого, родственного самому себе и тем или иным образом отождествляет себя с ним: испытывает потребность к объединению и сближению; отождествляет с ним свои собственные интересы и устремления; добровольно физически и духовно отдает себя др. и стремится взаимно обладать им. Противоположностью Л. является ненависть. Категория Л, играла большую роль в истории моральных учений, этики и даже философии. Понятие Л. как представление об особого рода общности между людьми с самого начала возникает в моральном сознании человечества в противовес той действительной разобщенности людей в об-ве, к-рая обусловлена противоположностью частных интересов. В условиях частной собственности и классовых антагонизмов Л. в качестве принципа человеческих взаимоотношений реально возможна лишь в крайне узких рамках. Она почти целиком замыкается сферой личных отношений людей, находящихся в кровнородственных, брачных, семейных или дружественных связях (между супругами, родителями и детьми, близкими друзьями). Но именно в этих отношениях люди часто видели для себя  идеал совместной и даже общественной жизни. Неудовлетворенность взаимной отчужденностью, соперничеством, враждой очень давно породила у людей мечту об установлении Л. не только между отдельными индивидами, но и между всеми людьми, во всех сферах их социальной жизни. Так возникает заповедь «Возлюби ближнего, как самого себя», к-рую мы находим в Библии («Левит», VI в. до н, э.). Христианство придало этой заповеди специфически религиозное толкование (в основе принципа Л. лежит происхождение всех людей от бога). Уже сама религиозная форма истолкования данной заповеди отражала практическую невозможность ее реального осуществления в об-ве, основанном на частной собственности. В то же время, по мере того как в процессе общественного развития половая Л. и дружба все более наполнялись нравственным содержанием (Брачно-семейная мораль), ее стали рассматривать как высший образец социальных отношений между людьми вообще. Примером может служить этическое учение Фейербаха, к-рый идеальным мыслил об-во, основанное на естественном влечении, Л. людей друг к другу. Проповедь Л. с самого начала имела крайне противоречивый смысл. С одной стороны, она воплощала в себе стремление трудящихся к установлению подлинно человеческих отношений в об-ве, к преодолению противоположности частных интересов. Сыграв важную роль в устранении мести как родового принципа осуществления справедливости, заповедь Л. вместе с тем настраивала людей на отказ от всякого насилия в борьбе за справедливость («Возлюбите врагов ваших»). Ведь Л. как моральное понятие христианства предполагает отказ от собственных интересов ради служения др. (Альтруизм), смирение, непротивление злу насилием,  прощение врагу, нанесшему зло, сострадание к «грешнику». Поэтому, с др. стороны, принцип Л. стал использоваться в господствующей идеологии классового об-ва как средство сохранения эксплуатации и социальной несправедливости. Он воспитывал людей в духе покорности к угнетателям. В этой идеологии заповедь Л- приобретала все более лицемерный смысл: она была призвана не действительно уничтожить отношения вражды, а лишь создать у людей иллюзию, что помимо этих реальных общественных отношений существуют еще нек-рые потусторонние законы «Л. между ближними» (Теономная этика). Коммунистическая нравственность впитала в себя подлинно гуманистическое содержание многовековой мечты человечества об отношениях Л. между людьми. Но она отрицает в принципе Л. все то, что способствует сохранению социальной несправедливости. Сама проблема установления подлинно человеческих отношений между людьми решается здесь путем революционного преобразования социальных отношений, предполагает, прежде всего, уничтожение частной собственности, обусловливающей их несправедливость. Далее, Л. к людям понимается как требование практически служить интересам всего человечества, А это означает, что Л. невозможна без непримиримости к носителям зла, без борьбы с классовыми, идейными врагами. В отношениях между людьми, объединенными общими целями, Л. предполагает уважение к человеку, т. е. не всепрощение, а высокую требовательность к каждому. На место абстрактной проповеди «Возлюби ближнего» коммунистическая мораль выдвигает более широкие и одновременно более конкретные принципы -коммунистический гуманизм, коллективизм и товарищескую взаимопомощь, дружбу народов, солидарность с трудящимися всех стран.

Просмотров: 1177
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Словарь по этике/Под редакцией И.Кона, 1981 г.




Другие новости по теме:

  •  Подчинения отношения (между понятиями)
  • «РАССУЖДЕНИЕ О ПРОИСХОЖДЕНИИ И ОСНОВАНИЯХ НЕРАВЕНСТВА МЕЖДУ ЛЮДЬМИ»
  • Дискуссия между либералами и коммунитаристами в социальной философии и этике
  • ЗАВИСИМОСТЬ МЕЖДУ ПЕРЕМЕННЫМИ
  • Знания, требуемые для социальной работы с пожилыми людьми и инвалидами
  • ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ОБЩНОСТИ ЛЮДЕЙ
  • Контакты между детьми
  • Конфликт между личностью и группой
  • Конфликт между общностями
  • Конфликт между общностями
  • Корреляция между переменными
  • МЕЖДУ ПОПЫТКАМИ, ИНТЕРВАЛ (МПИ)
  • МЕЖДУ РЕАКЦИЯМИ, ВРЕМЯ (МРВ)
  • МОБИЛЬНОСТЬ МЕЖДУ ПОКОЛЕНИЯМИ
  • НЕОБЪЯСНИМЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ
  • НЕПРИЯЗНЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ
  • Нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими
  • Обратного отношения между объемом и содержанием понятий закон
  • ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ МЕЖДУ ГОРОДОМ И ДЕРЕВНЕЙ
  • Подчинения отношение (между суждениями)
  • Проблема познания людьми друг друга в отечественной психологии
  • Противоположности отношения (между суждениями)
  • Противоречия отношение (между понятиями)
  • Противоречия отношения (между суждениями)
  • РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ ИСТИНОЙ И ЗНАЧЕНИЕМ
  • РАССУЖДЕНИЕ О ПРОИСХОЖДЕНИИ И ОСНОВАНИЯХ НЕРАВЕНСТВА МЕЖДУ ЛЮДЬМИ
  • РАЦИОНАЛЬНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ
  • СВЯЗИ МЕЖДУ АНАЛИЗАТОРАМИ
  • Совместимости отношение (между суждениями)
  • Фалес (между 640 и 545 до Р.Х.)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь