|
ЛАОЦЗЫ (Ли Эр)- древне-кит. философ, к-рому приписывается создание философско-этиче-ского трактата «Лаоцзы» («Дао дэ цзин») (IV-III в. до н. э.), посвященного объяснению мира, места человека в нем и пути истинной добродетели, по к-рому должны следовать людц„ чтобы достигнуть утраченного ими счастливого состояния. Человек, являясь, как и весь мир, закономерным порождением дао ( понимаемого и как структурный элемент бытия, и как естественный закон) , есть, с т. зр. Л., часть природы. Его предназначение - следовать пути добродетели - дэ, т. е. жить согласно природе. Всякая попытка изменения природосообразного порядка гибельна Источник зла в отступлении от предписанных природой законов. В нем повинны правители и их корыстолюбивые приближенные Противоречивость нравственных явлений Л. связывает с появлением неравенства. Поскольку под «деянием» Л. понимает нарушение естественного хода вещей, он выдвигает в качестве осн. принципа моральной практики «недеяние» (увэй), к-рое означает, однако, не пассивность, а действие в соответствии с законом природы. Гл чертой «настоящего человека» Л. считает «естественность добродетели», при к-рой человек поступает нравственно не из стремления к поощрениям или из боязни наказания, а «следуя собственной природе». «Мудрый человек ничего не накапливает. Он все делает для людей и все отдает другим... Дао мудрого человека - это деяние без борьбы». Чтобы привести людей к счастью, не следует их просвещать. Счастье и познание -исключающие друг друга цели. Л. связывает с распространением знаний упадок нравов, возникновение неравенства, алчности, честолюбия -все, что исходит от власть имущих. Он проповедует возврат к идеализированной им патриархальности родового строя: «Нужно сделать государство маленьким, а народ редким... Надо сделать так, чтобы народ снова начал плести узелки и употреблять их вместо письма. Надо сделать вкусным его питание, прекрасным его одеяние, устроить ему спокойное жилище, сделать веселой его жизнь», Т. обр„ Л. сформулировал гл положения этики раннего даосизма: цель - следовать пути, указанному природой; принцип - «недеяние»; суть счастья как блага народа -в возврате к равенству, простоте и невежеству «золотого века», а счастья как блага мудреца -в умеренности, спокойствии, близости к природе.
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Словарь по этике/Под редакцией И.Кона, 1981 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|