Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 48 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 49 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 51 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 52 ИДЕАЛ



ИДЕАЛ

(греч idea - представление, идея). - 1. Нравственный - понятие морального сознания, в к-ром предъявляемые к людям нравственные требования выражаются в виде образа нравственно совершенной личности, представления о человеке, воплотившем в себе все наиболее высокие моральные качества (добродетели). В. И. Ленин характеризует И. как «моральное высшее» (т. 29, с. 49). В отличие от моральных норм, к-рые определяют поведение людей в повседневных жизненных ситуациях, И. указывает на конечную цель нравственного воспитания и самовоспитания человека, дает ему высший образец, к к-рому он должен стремиться. Понятие морального И. является более сложным по сравнению с понятиями нормы и морального качества Мораль первобытнообщинного и раннего рабовладельческого об-ва еще не содержит представления о нравственном И. в полном смысле этого слова. Впервые оно приобретает большое значение в христианской морали, в эпоху кризиса античного об-ва, когда человек начинает осознавать глубокое противоречие между должньем и действительностью. Тогда фантастический образ морально совершенной личности - Иисуса Христа, человека-бога. противопоставляется несовершенству и порочности «простых смертных». Характерно, что этот И обращен не в будущее, а в прошлое, а идеальный персонаж рисуется не в виде активного борца за переустройство жизни, а в виде великомученика, искупающего своими страданиями грех человечества В христианской морали И. представляется, как правило, недостижимым для людей (Неопротестантизм). Исключение могут составлять только «святые праведники». Из подобного же представления о нравственном И. исходят сторонники идеализма в этике. По Канту, И. - это недостижимый первообраз, к-рый никогда не может стать действительностью Фейербах попытался спустить нравственный И. с недостижимых высот на землю. «Наш идеал, - писал он, - не кастрированное, лишенное телесности, отвлеченное существо, наш идеал - это цельный, действительный, образованный человек». Но и этот И. оказался абстрактным и внеисторическим, остался лишь призывом к моральному совершенствованию человека вообще. Несмотря на отвлеченность нравственных И. прошлого, они всегда воплощали в себе определенные исторические устремления людей, выражали их неудовлетворенность моральными пороками, бытующими в об-ве социальной несправедливости. В коммунистической нравственности моральный И. становится конкретной практической целью формирования человека будущего. Особенность этого И. состоит в том, что он выражает не абстрактную идею морального праведника, а конкретное представление о всесторонне развитой личности (Всестороннее, целостное развитие личности); он ставит эадачу «воспитания нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство» (Программа КПСС, с. 120-121). Этот И. связывается с вполне реальными интересами и потребностями дальнейшего развития человека. Его осуществление мыслится не как результат простого нравственного самосовершенствования, аскетического самоотречения, а как итог коллективной деятельности людей, строящих самое гуманное и справедливое об-во - коммунистическое. Воспитание нового человека лишь составная часть более широкой задачи; оно осуществляется в тесной связи с многосторонним процессом формирования коммунистических общественных отношений. Поэтому основой коммунистической нравственности является более сложное и богатое по содержанию понятие - идеал общественный,  к-рый включает моральный И. как свою составную часть. Ф. Энгельс даже отождествляет нравственные И. с общественными. Подчиненное положение нравственного И. по отношению к общественному в коммунистической морали вовсе не означает его недооценку. В процессе индивидуального воспитания и самовоспитания личности представление о нравственном И. может играть решающую роль. Особенно большое значение "моральный И. имеет в формировании нравственного самосознания подрастающего поколения; молодежь часто берет себе за образец к.-л. подлинного или литературного героя, следует примеру человека, к-рый является для нее моральным авторитетом. 2. Общественный - обраэ совершенного об-ва, в к-ром находят выражение интересы и устремления определенной социальной группы, ее представление о высшей справедливости и наилучшем общественном устройстве. Общественные И. всегда играли большую роль в истории политических и идейных движений. Образ идеального общественного порядка выполняет определенные функции также и в моральном сознании. Как понятие нравственности общественный И. обычно включал следующие требования: осуществление конечного назначения человека, наиболее справедливое распределение жизненных благ между людьми, соответствие между правами и обязанностями, между способностями и общественным положением человека, между заслугами и вознаграждением (Воздаяние), между личными и общественными интересами, между требованиями долга и человеческими потребностями, между добродетельным образом жизни и достижением личного счастья. Доказательство или допущение возможности такого гармоничного состояния об-ва обычно служили в качестве обоснования требований той или иной нравственности. В истории духовной жизни об-ва складывались как прогрессивные И., к-рые в какой-то мере предугадывали ход дальнейшего общественного развития, были идейным знаменем революционных движений, так и И. реакционные, обращенные в прошлое, отражающие интересы классов, уходящих с исторической арены. И. могут быть действенными, ориентировать народные массы на практическое переустройство об-ва, или иллюзорными, уводить людей от их практических задач в область бесплодных фантазий и несбыточных мечтаний. Примером последнего может служить христианское учение о «грядущем царстве божьем на земле», к-рое должно якобы наступить как результат божественной милости, не зависимо от действий людей. Но все И. прошлого были утопическими. Даже тогда, когда они выражали прогрессивные устремления народных масс, протест против эксплуатации и несправедливости они основывались лишь на субъективных пожеланиях лучшего будущего, без понимания объективных исторических законов, Таковы были учения социалистов-утопистов (Т. Кампанелла, Т, Мор, Сен-Симон, Фурье, Оуэн), к-рые предугадывали нек-рые черты будущего социалистического и коммунистического об-ва, но не могли указать действительные пути его осуществления. Марксистско-ленинское учение о построении коммунистического об-ва представляет собой не просто нравственное требование или пожелание, а научную теорию, опирающуюся на объективный анализ исторических законов и дающую достоверное предвидение дальнейшего развития человеческого об-ва. «Коммунизм для нас не состояние, которое должно быть установлено, - писали К. Маркс и Ф. Энгельс,-не идеал, с которым должна сообразоваться действительность Мы называем коммунизмом действительное движение, которое уничтожает теперешнее состояние Условия этого движения порождены имеющейся теперь налицо предпосылкой» (?. 3, с. 34, В. И, Ленин указывал, что И. следует выводить из научного анализа социальных отношений и классовых противоречий, а не сводить его поиски к морализированию. Общественный И., писал Плеханов, отражает тот элемент действительности, «в котором зреет будущее». Теория научного коммунизма в принципе по-новому ставит вопрос об общественном И. как основе нравственности. Коммунистический И. - это не просто образ самого гуманного и справедливого об-ва, установление к-рого должно быть конечной целью моральной деятельности людей, Объективная необходимость его осуществления создает реальные предпосылки этой деятельности, ставит цели и требования нравственности на почву исторических законов, придает им действенно-практический смысл. Поэтому коммунистическая мораль впервые позволяет людям подняться до подлинной сознательности и свободы в их нравственной деятельности. Коммунистический И. показывает людям, какой реальный социальный смысл имеет выполнение требований коммунистической нравственности, что даст человеку их полное осуществление. Вместе с тем этот И. служит высшим критерием для оценки различных конкретных действий человека, позволяет судить об их нравственном значении, исходя из исторической перспективы развития об-ва. Коммунизм -это не отдаленная, конечная цель  моральной деятельности. Он созидается деятельностью широких народных масс уже сегодня, в процессе революционной борьбы с капиталистиче-7 Словарь по этическим об-вом и в условиях развития социалистического об-ва в коммунистическое. Поэтому при оценке поступков человека с т. зр. коммунистической нравственности учитывается не только их практическая целесообразность (насколько они приближают будущее), но и то, насколько они уже сегодня воплощают в себе образ жизни,  к к-рому мы стремимся. Ведь в революционной и созидательной деятельности народных масс создаются не только материальные предпосылки будущего об-ва, но и нравственный облик человека, к-рый будет жить при коммунизме. Поэтому коммунистическая нравственность  требует, чтобы высокие цели осуществлялись высоконравственными средствами (Цели и средства).

Просмотров: 1138
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Словарь по этике/Под редакцией И.Кона, 1981 г.




Другие новости по теме:

  • (Из психоанализа) Рациональная часть личности, защищающая интересы личности в целом и выступающая посредником между инстинктивными потребностями (Оно) и социальными запретами (Сверх-Я).
  • “РОЛЬ ТРУДА В ПРОЦЕССЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ ОБЕЗЬЯНЫ В ЧЕЛОВЕКА”
  • «БУРЖУА: ЭТЮДЫ ПО ИСТОРИИ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕНЯОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЧЕЛОВЕКА»
  • АЛГОРИТМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА-ОПЕРАТОРА
  • В процессе воспитания человека необходимо ввести науку совести
  • ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ ЧЕЛОВЕКА
  • ДВИЖУЩАЯ СИЛА РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
  • ЗОНА ПОТЕНЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
  • Здоровый образ жизни человека
  • КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
  • НЕСПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА БЫТЬ САМИМ СОБОЙ
  • ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА
  • ОБЩИЙ УРОВЕНЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
  • ОБЪЕКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЧИНЫ НЕУМЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА ПРИВЛЕКАТЬ К СЕБЕ ВНИМАНИЕ
  • ОПТИМИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
  • ПРИЗНАКИ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАТОРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ЧЕЛОВЕКА
  • ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
  • РЕГРЕССИВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ЛИЧНОСТИ И В ПОВЕДЕНИИ ЧЕЛОВЕКА
  • Ресурсы развития человека
  • СМЫСЛ ЖИЗНИ (человека)
  • СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
  • СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
  • СОГЛАШЕНИЕ, ПРИНЯТОЕ В 1990 ГОДУ ОТНОСИТЕЛЬНО ИСКУССТВЕННОГО ОПЛОДОТВОРЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ЭМБРИОЛОГИИ
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ
  • СПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА БЫТЬ ЛИДЕРОМ
  • Смысл жизни человека
  • Стадии развития человека
  • УРОВЕНЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
  • ФИЛОСОФСКИЙ ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА
  • Цель жизни Человека



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь