БЫТА НРАВСТВЕННОСТЬ

- одна из осн. сфер действия морали, распространяющаяся на всю область жизнедеятельности человека вне его производственной, политической, научной и всякой др. служебной и добровольно-общественной деятельности (Труда нравственность. Профессиональная этика). В первую очередь сюда относятся брачно-семейные отношения (Брачно-семейная мораль), личные взаимоотношения людей вне работы, поведение человека  в общественных местах, удовлетворение личных потребностей, проведение отдыха. Марксистско-ленинской этике чуждо противопоставление области быта и общественно полезной деятельности человека. В сфере быта человек восстанавливает силы, развивает свои потребности и способности, усваивая содержание общественной культуры; воспитание подрастающих поколений, подготовка их к будущей общественной деятельности осуществляется в значительной мере в семье. Поэтому в своем быту человек, точно так же как и в общественно полезной деятельности, выступает в качестве социального существа, члена об-ва, подчиняется тем же самым социально-историческим законам и требованиям нравственности, хотя это и происходит в иной форме. Капиталистический способ производства  приводит к взаимному отчуждению общественной и личной жизни человека. Наемный рабочий, по словам К. Маркса, только вне труда чувствует себя человеком Частный предприниматель выступает как бы в двух противоположных обликах: в деловых операциях поневоле в виде эгоиста, а в быту нередко в роли частного благотворителя по отношению к «ближним» (Альтруизм). Служащий и администратор-это «должностное лицо», исполнитель заданной функции на работе, и просто человек, «свободная личность» в частной жизни. С уничтожением частной собственности и обобществлением труда устраняется это уродливое расщепление жизнедеятельности людей и самого человека. Общественно полезный труд становится собственно человеческим призванием, а быт столь же общественной по своему значению жизнедеятельностью. Коммунистическая нравственность основывается на том, что моральный облик личности и коммунистические отношения формируются не только в процессе труда и общественной деятельности, но и в быту, в каждодневном общении людей вне работы, в зависимости от характера досуга, семейной обстановки и способа удовлетворения личных потребностей. Ее требования -уважение к людям, скромность, непримиримость к злу, честность, взаимопомощь и мн. др. в равной степени относятся и к быту. Это, однако, не означает, что в социалистическом об-ве быт человека должен подвергаться каждодневному публичному контролю, общественной регламентации, всеобщей гласности в той же мере, как трудовая и политическая деятельность. Наоборот, с развитием коммунистических отношений и ростом сознательности личность становится все более самостоятельной в решении повседневных моральных проблем, возникающих в быту. Коммунистическая нравственность отвергает чиновническо-бюрократическое отношение к моральным проблемам быта. Она допускает применение административных мер лишь в тех случаях, когда к.-л. злоупотребляет свободой в ущерб окружающим, когда имеет место нарушение принципов гуманизма в личных отношениях (уродливое воспитание детей, издевательство над членами семьи, хулиганство, алкоголизм и т. п.). Лишь после того, когда в упомянутых случаях исчерпаны все возможности личного воздействия, социалистическое об-во прибегает к публичному суду общественности и административным мерам. Именно потому, что в быту человек в значительно большей степени предоставлен самому себе и субъективно относится к нему как к своему личному делу, эта область имеет особое значение с т. зр. морали. К личной жизни в целом можно применить замечание К. Маркса относительно отношений полов: здесь поведение человека показывает, «насколько стала для человека природой человеческая сущность» (т. 42, с. 115), т. е. насколько общественные нормы нравственности усвоены человеком, стали его собственной природой, личной потребностью. По его отношению к окружающим в быту можно «судить о ступени общей культуры человека» (там же). Вот почему Коммунистическая партия, советская общественность уделяют огромное внимание процессам, происходящим в семье, в области быта и досуга людей. Здесь существует немало сложных проблем, решение к-рых связано с материальным и культурным прогрессом об-ва в целом. Необходимым условием складывания коммунистических отношений в быту является также целенаправленное, повседневное и всестороннее моральное воспитание людей, развитие личной сознательности, формирование у каждого моральных чувств и привычек, соответствующих требованиям коммунистической нравственности.

Просмотров: 1142
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Словарь по этике/Под редакцией И.Кона, 1981 г.




Другие новости по теме:

  • “РОЛЬ ТРУДА В ПРОЦЕССЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ ОБЕЗЬЯНЫ В ЧЕЛОВЕКА”
  • АЛГОРИТМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА-ОПЕРАТОРА
  • ВОСПРИЯТИЕ ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕКОМ
  • ВОСПРИЯТИЕ ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕКОМ
  • ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА
  • Европейская конвенция по правам человека (Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод)
  • ЗАКОН ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
  • Здоровый образ жизни человека
  • ИГРА КАК ОБЛАСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЖИЗНИ
  • ИСТОРИЯ РУССКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ
  • КОНТРОЛЬ - ОЦЕНКА СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ
  • ЛИЧНЫЕ, СУБЪЕКТИВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
  • Ограничение жизнедеятельности человека
  • Ограничение жизнедеятельности человека
  • ОПТИМИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
  • Основные события в жизни человека
  • Продолжительность жизни человека
  • ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА В СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ
  • Сетка вещания государственной и общественной телекомпании
  • СМЫСЛ ЖИЗНИ (человека)
  • СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
  • СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
  • Смысл жизни человека
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ
  • Стадии жизни человека
  • ТЯЖЕЛЫЕ ПЕРИОДЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
  • Цель жизни Человека
  • ЦЕНТРЫ ВРЕМЕННОЙ ИЗОЛЯЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ МИЛИЦИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
  • Эксплуатация человека человеком
  • Я как мыслящая вещь. Сущность человека: Декарт



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь