|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Философия » Атеистический словарь/Под общ. ред. М. П. Новикова.- М.: Политиздат, 1986 г.
МАТЕРИАЛИЗМ(лат. materialis вещественный) - филос. направление, к-рое исходит из первичности природы, материи, бытия и вторичности духа, сознания, идеального. Различают филос. М. и М. стихийный. Люди, стоящие на позициях стихийного М., считают, что вне человека и независимо от него существует объективный материальный мир, однако это убеждение они не обосновывают теоретически. Филос. М. кладет это убеждение в основу своих теоре-тич. построений. Филос. М. зародился в рабовлад. об-ве. На протяжении истории он был» как правило, мировоззрением передовых, прогрес. соц. слоев или классов, заинтересованных в объективном познании природы и общества, боровшихся с религ.-мифологич. мировоззрением. Различают следующие осн. историч. формы М.: М. древнего мира; М. эпохи Возрождения; бурж. М. 17 в.; бурж. М. 18 в.; М. Л. Фейербаха; М. революц. демократов России и Вост. Европы; диалектич. и историч. М. Каждая из этих форм М. обладает своими особенностями, определяемыми историч. условиями ее формирования, в части., уровнем развития производства и науч. познания, остротой клас. противоречий и особенностями идеологич. борьбы, традициями филос. мышления и т. п. Диалектич. М., созданный К. Марксом и Ф. Энгельсом и развитый В. И. Лениным, является закономерным продолжением и развитием мате-риалистич. традиций прошлого, выступает в совр. эпоху как единственно науч. форма М. Основой всякого М. является признание первичности материального мира, который, по выражению Гераклита. «не создан никем из богов» и существует вечно в процессе своего саморазвития. Правильно подчеркивая зависимость сознания от мозга, материалисты прошлого не могли объяснить соц. природу сознания, его возникновение в процессе трудовой, предметной деятельности людей. Поэтому нек-рые из них скатывались к вульгарному М., к отождествлению сознания и материи. Домарксист. М. не мог научно объяснить происхождение различных явлений духовной жизни общества, в т. ч. и религии. Как указывал Ф. Энгельс, осн. вопрос философии нередко выступал в форме вопроса о том, создан ли мир богом или существует от века. В силу этого М. исторически был тесно связан с атеизмом, будучи филос. основой его выводов и положений. Материалисты прошлого критиковали религию как вид человеч. заблуждений, как ложное, искаженное отражение мира. Они стремились понять происхождение религии на основе естеств. земных причин, высказали на этот счет немало правильных суждений. Диалектич. М. впервые раскрыл соц. и гносеологич. корни религии и тем самым дал ей науч. объяснение. М. развивался в постоянной борьбе с идеализмом и религией. Однако метафизич. М., не оплодотворенный диалектикой, не всегда мог успешно противостоять идеализму. Так, напр., механистач. М., сводивший всякое движение к перемещению тел в пространстве, оставлял место для идеи «первотолчка», что использовалось мн. теологами для обоснования т. н. «доказательств бытия бога». Только диалектический М. закрывает все лазейки для идеализма и поповщины, выступает как последовательно научная форма материализма.
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Атеистический словарь/Под общ. ред. М. П. Новикова.- М.: Политиздат, 1986 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|