МАТЕРИАЛИЗМ

(лат. materialis вещественный) - филос. направление, к-рое исходит из первичности природы, материи, бытия и вторичности духа, сознания, идеального. Различают филос. М. и М. стихийный. Люди, стоящие на позициях стихийного М., считают, что вне человека и независимо от него существует объективный материальный мир, однако это убеждение они не обосновывают теоретически. Филос. М. кладет это убеждение в основу своих теоре-тич. построений. Филос. М. зародился в рабовлад. об-ве. На протяжении истории он был» как правило, мировоззрением передовых, прогрес. соц. слоев или классов, заинтересованных в объективном познании природы и общества, боровшихся с религ.-мифологич. мировоззрением. Различают следующие осн. историч. формы М.: М. древнего мира; М. эпохи Возрождения; бурж. М. 17 в.; бурж. М. 18 в.; М. Л. Фейербаха; М. революц. демократов России и Вост. Европы; диалектич. и историч. М. Каждая из этих форм М. обладает своими особенностями, определяемыми историч. условиями ее формирования, в части., уровнем развития производства и науч. познания, остротой клас. противоречий и особенностями идеологич. борьбы, традициями филос. мышления и т. п. Диалектич. М., созданный К. Марксом и Ф. Энгельсом и развитый В. И. Лениным, является закономерным продолжением и развитием мате-риалистич. традиций прошлого, выступает в совр. эпоху как единственно науч. форма М. Основой всякого М. является признание первичности материального мира, который, по выражению Гераклита. «не создан никем из богов» и существует вечно в процессе своего саморазвития. Правильно подчеркивая зависимость сознания от мозга, материалисты прошлого не могли объяснить соц. природу сознания, его возникновение в процессе трудовой, предметной деятельности людей. Поэтому нек-рые из них скатывались к вульгарному М., к отождествлению сознания и материи. Домарксист. М. не мог научно объяснить происхождение различных явлений духовной жизни общества, в т. ч. и религии. Как указывал Ф. Энгельс, осн. вопрос философии нередко выступал в форме вопроса о том, создан ли мир богом или существует от века. В силу этого М. исторически был тесно связан с атеизмом, будучи филос. основой его выводов и положений. Материалисты прошлого критиковали религию как вид человеч. заблуждений, как ложное, искаженное отражение мира. Они стремились понять происхождение религии  на основе естеств. земных причин, высказали на этот счет немало правильных суждений. Диалектич. М. впервые раскрыл соц. и гносеологич. корни религии  и тем самым дал ей науч. объяснение. М. развивался в постоянной борьбе с идеализмом и религией. Однако метафизич. М., не оплодотворенный диалектикой, не всегда мог успешно противостоять идеализму. Так, напр., механистач. М., сводивший всякое движение к перемещению тел в пространстве, оставлял место для идеи «первотолчка», что использовалось мн. теологами для обоснования т. н. «доказательств бытия бога». Только диалектический М. закрывает все лазейки для идеализма и поповщины, выступает как последовательно научная форма материализма.

Просмотров: 662
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Атеистический словарь/Под общ. ред. М. П. Новикова.- М.: Политиздат, 1986 г.




Другие новости по теме:

  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • «МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ»
  • «СИСТЕМА ПРИРОДЫ, или о законах мира физического и мира духовного»
  • «СИСТЕМА ПРИРОДЫ, ИЛИ О ЗАКОНАХ МИРА ФИЗИЧЕСКОГО И МИРА ДУХОВНОГО»
  • «ФИЛОСОФИЯ ХОЗЯЙСТВА. Ч. 1. Мир как хозяйство»
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • Возникновение психологии как науки
  • Воля как характеристика сознания
  • ДИАЛЕКТИКА КАК ЛОГИКА РАЗРЕШЕНИЯ ПРОТИВОРЕЧИЙ
  • Заработная плата как форма стоимости рабочей силы
  • ИГРА КАК ОБЛАСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЖИЗНИ
  • Игра как форма общения
  • Логика как основа онтологии. Логические принципы выделения первоэлементов бытия
  • МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
  • МИР КАК ЦЕЛОЕ. Черты из науки о природе
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • Онтология эмпириокритицизма. Ощущения как элементы мира
  • Основные принципы и идеи философии Спинозы. Пантеизм Спинозы. Субстанция как природа и Бог
  • Паскаль: религия как разрешение всех противоречий человеческого существования
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • Профессиональное общение как среда саморазвития специалиста
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА
  • СОБОРНОСТЬ СОЗНАНИЯ или СОБОРНАЯ ПРИРОДА СОЗНАНИЯ
  • СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом
  • Теория медиаобразования как развития «критического мышления»
  • ТЕХНИКА КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Убеждение, как форма деятельности
  • ЧАСТОТНЫЙ СЛОВАРЬ КАК ФИЛОСОФСКАЯ КАРТИНА МИРА
  • Шопенгауэр: Мир как представление и воля



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь