|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Философия » Атеистический словарь/Под общ. ред. М. П. Новикова.- М.: Политиздат, 1986 г.
КОРАН(араб. «аль-куран» - чтение, декламация) - гл. св. книга мусульман. По учению ислама, К. не сотворен, существует предвечно. Оригинал его хранится у Аллаха, к-рый частями в виде откровения передал К. пророку Мухаммеду через ангела Джебраи-ля. К. — наиболее крупное произведение араб. прозы 7 в. Согласно преданию, составление и редактирование К. начато под наблюдением первых араб. халифов, с привлечением записей, сделанных при пророке Мухаммеде. Установление канонич. текста К., происходившее в Халифате в обстановке острой политич. и религ. борьбы, сопровождалось уничтожением противоречивших ему списков, хотя есть данные, что разные списки К. существовали еще в 9-10 вв. Текст К., принятый за канонический в суннизме, в шиизме считается неполным. В К. 114 су ? (глав) разной длины, от 286 пятое («знамений») во 2-й главе до 3—6 аятов в последних главах. 1-я сура «Фатиха» («Открывающая») носит характер молитвы, в ней 6 аятов, как ив 114-й суре. Хронологич. повествоват. и смысловая последовательность между главами, а часто и аятами в К. отсутствует. Попытки хронологич. расположения глав и аятов предпринимались с 15 в., но больших результатов не дали. Наиболее старые тексты К. по языку и стилю близки заклинаниям и проклятиям др.-араб. жрецов и прорицателей. Часть из них отражает существенные для периода возникновения ислама настроения и проповеди эсхатоло-гич. характера, содержит красочные картины страшного суда, ада, рая. Значительны в К. влияния христ. и иуд. мифологии. В К. изложено учение о пророках Аллаха, от Адама до Мухаммеда, в их числе библ. пророки и патриархи Нух (Ной), Ибрахим (Авраам) и др. Иса ибн Мариам (Иисус, сын Марии) в К. — посланник Аллаха, непосредств. предшественник Мухаммеда, но он не «единосущ» с богом. «Аллах -только единый бог» (4, 163). Ми-фологич. характер носят рассказы К. о происхождении и устройстве мира, сотворении человека и т. п., в к-рых много противоречий, как и в учении о свободе воли: то К. утверждает, что у людей «нет свободного выбора» (28, 68), то допускает возможность их самостоят, действий, хотя тут же грозит им божеств, карой. Можно проследить в К. влияние фольклора др.-араб. племен и др. народов. Большое место в К. занимают положения соц.-правового характера; не случайно К. называет себя «арабским судебником» (13, 37). Как книга, составленная в период установления раннефеод. общества, К. клеймит нек-рые обычаи перво-бытнообщин. строя, напр. кровосмесительство; торговля названа в нем «божьим путем», но ростовщичество, взимание лихвы (риба) осуждено. В этом, как и в» установлении налога - закята, - в К. отразились интересы демократич. слоев. Но в целом К. защищает частнособственнич. отношения, имущественное и соц. неравенство, рабство, приниженное положение женщины. Из К. исходят Сунна и шариат. Необходимость пояснения К. вызвала к жизни схоластич. дисциплину тефсир. Переводы К. на вост. языки появились в 10-11 вв. в связи с распространением ислама. С араб. оригинала К. переведен на рус. язык Г. С. Саблуковым (издавался в Казани в 1878, 1894, 1907) и И. Ю. Крачковским (1963).
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Атеистический словарь/Под общ. ред. М. П. Новикова.- М.: Политиздат, 1986 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|