Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 48 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 49 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 51 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 52
|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Философия » Атеистический словарь/Под общ. ред. М. П. Новикова.- М.: Политиздат, 1986 г.
ГУМАНИЗМ(от лат. humanus - человеческий, человечный) — совокупность идей и взглядов, выдвигающих на первый план человека, требующих уважения его достоинства, любви к нему и создания необходимых условий для гармонич. и всесторон. развития человеч. личности, провозглашающих жизнь человека высочайшей ценностью. Гуманистич. идеи выдвигались и пропагандировались передовыми мыслителями Др. Китая, Индии, но особенно ярко проявились они в философии, искусстве и лит-ре Др. Греции и Рима. Таковы идеи о человеке как «великом чуде», «микрокосме», о его самоценности, цельности и гармонии. Христианство принесло с собой представление о человеке, в корне противоположное античному (см. Гуманизм христ.). Своим учением о воплощении бога в человека оно, казалось бы, высоко подняло достоинство человека. В то же время человек в христианстве отягощен перво-род. грехом и потому нуждается в искуплении, он обязан пребывать в смирении и жить надеждой на царство небесное. К. Маркс отмечал, что в христианстве чувство человеч. достоинства окончат. «растворилось в обманчивом мареве царства небесного» (Соч., т. 1, с. 373). Если в первонач. христианстве в мистифицированной форме еще присутствовали нек-рые гуманистич. и демокра-тич. идеи (напр., мечты о соц. освобождении, о равенстве и братстве, человеч. отношениях, основанных на любви, и др.), то в идеологии ср.-век. католицизма на первый план выдвинулись идеи греховности и ничтожества человека, его полной зависимости от милости божьей, заслужить к-рую можно лишь при посредничестве церкви Христовой. В противовес подавлению личности диктатурой церкви гуманисты эпохи Возрождения (14-16 вв.) - Петрарка, Л. Балла, Леонардо да Винчи, Эразм Роттердамский и др., выражая интересы молодой буржуазии в ее борьбе против феодализма и католич. церкви, видели в человеке свободную и самоценную личность, утверждали достоинство человека, обладающего естеств. стремлением к добру, находящегося в активном, деятельном отношении к миру. Стремясь обосновать мировоззрение раннего бурж. Г., они апеллировали не только к античной традиции, но и к раннему христианству, к представлениям о человеке как образе и подобии бога. Гуманисты Возрождения приравнивали человека к богу, чтобы возвысить его. Т. о., они стремились оправдать существование человека и его земной деятельности, обосновать их самостоят. значение и ценность, а это в конечном счете вело к разрыву с трансцендентными ценностями, к освобождению от бога. Высш. этап развития бурж. Г. связан с идеологией франц. просветителей (Вольтер), с франц. материализмом 18 в. (Дидро, Гольбах, Гельвеций), с филос. учением Л. Фейербаха. У последних идеи Г. и атеизма были слиты воедино. Борьба бурж. Г. против религии и господств, церкви имела прогрес. значение, идейно подготовив бурж. революции. В то же время бурж. Г. были присущи абстрактный характер, связанный с представлением о «вечной и неизменной природе человека», оправдание частной собственности, индивидуализма. Марксистский Г., рассматривая сущность человека как совокупность обществ, отношений, выступает как реальный гуманизм, тесно связывающий осуществление гуманистич. идеалов с уничтожением всех форм соц. и духовного отчуждения человека, с ликвидацией частной собственности и эксплуатации. «Критика религии завершается учением, что человек - высшее существо для человека, завершается, следовательно, категорическим императивом, повелевающим ниспровергнуть все отношения, в которых человек является униженным, порабощенным, беспомощным, презренным существом» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 1, с. 422). Соединив Г. с материализмом и атеизмом, марксизм занимает принципиальную позицию в отношении религии, вскрывает ее антигуманную сущность. Но марксистский Г. не останавливается на утверждении бытия человека посредством отрицания бытия бога, а идет дальше, стремится создать такие условия жизни людей, при к-рых «каждый получит возможность свободно развивать свою человеческую природу, жить со своими ближними в человеческих отношениях...» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 2, с. 554). В развитом социалистич. об-ве принципы Г. пронизывают все сферы обществ, отношений, идеологию, мораль. Г. является неотъемлемым элементом социалистич. образа жизни. Учитывая, что в еовр. мире борьба за осуществление идеалов Г., связанная с предотвращением термоядерной войны, с озабоченностью судьбами человечества перед лицом экологич. и энергетич. кризисов, с противодействием проискам империали-стич. реакции, может выступать у части верующих и духовенства в религ. оболочке, коммунисты выступают за сотрудничество с этими людьми в решении глобальных проблем современности.
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Атеистический словарь/Под общ. ред. М. П. Новикова.- М.: Политиздат, 1986 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|