|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Философия » Атеистический словарь/Под общ. ред. М. П. Новикова.- М.: Политиздат, 1986 г.
ФРЕЙДИЗМ- течение в бурж. психологии, соц. философии и философии культуры, основоположником к-рого был австр. психиатр и психолог Зигмунд Фрейд (1856-1939). Ф. первоначально возник как особый метод лечения неврозов, основанный на осознании пациентом давно забытых им фактов, к-рые явились причиной его невротич. состояния. Позже Фрейд попытался применить разработанный им метод психоанализа для объяснения явлений культуры, в т. ч. и религии. Отношение Фрейда к религии носило противореч. характер: как свободомыслящий, он считал религию врагом просвещения и прогресса, в то же время пытался объяснить ее как порождение индивид, психики – неудовлетворенности желаний и побуждений. Он определял религию как «общечеловеческий невроз навязчивости», игнорируя соц. корни религ. верований. Наиболее слабым местом религиоведч. концепции Фрейда была его попытка объяснить возникновение тотемизма с помощью «Эдипова комплекса». По Фрейду, в основе тотемизма лежал факт восстания сыновей против отца, к-рого они ревновали к матери. Однако после убийства отца сыновья почувствовали вину и раскаяние за содеянное. Облегчить этот психологич. конфликт им помог перенос чувств с отца на тотемное животное. В дальнейшем произошла эволюция объекта почитания, тотем превратился в бога. Бог иудаизма и христианства психологически является идеализацией образа отца. Концепция Фрейда, не имеющая под собой историч. базы, была встречена критически большинством этнологов и религиоведов. Ф. развивался и видоизменялся его последователями. В части., К. Г. Юнг придал Ф. откровенно идеалистич. характер, сблизил его с теологией. «Неофрейдисты» (Э. Фромм и др.) попытались очистить Ф. от «пансексуализма», сочетать его с социологич. концепцией, подвергающей критике совр. капиталистич. об-во. Богословы относились к Ф. сначала отрицательно, затем участились попытки использовать Ф. для «науч.» обоснования нек-рых теологич. догматов. Христ. богословам импонирует понимание Ф. человека как слепого орудия природных «греховных» влечений и инстинктов, что используется теологами для обоснования догмата о первородном грехе.
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Атеистический словарь/Под общ. ред. М. П. Новикова.- М.: Политиздат, 1986 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|