ФИДЕИЗМ

(франц. fideisme от лат. fides — вера) - реакц. направление филос. мысли, обосновывающее необходимость религ. веры наряду со знанием. По определению В. И. Ленина, Ф. - это «учение, ставящее веру на место знания или вообще отводящее известное значение вере» (т. 18, с. 10). Согласно ленин. традиции понятие Ф. в совр. борьбе идей в области философии означает объективно служебную роль идеализма по отношению к религии, наукообразную защиту религии при помощи аргументов идеали-стич. философии. Все осн. направления совр. бурж. философии -неопозитивизм, прагматизм, экзистенциализм, персонализм, феноменология, неоюмизм. антропология философская  — тесно связаны с Ф. В совр. эпоху особенно модными стали те фидеистич. филос. школы, к-рые, признавая заслуги и необходимость науки, в то же время провозглашают, что человек не может ограничиться наукой, не может обойтись без религ. веры, ибо наука имеет дело с природными явлениями, а религия дает ответ на вопросы духовной жизни человека, служит единственной основой нравственности. Да и само изучение природы, по мнению совр. защитников религии, показывает ограниченность и абсолют, относительность человеч. знания, «подтверждая» тем самым осн. посылки религ. веры. Бесконечность познания природы и относит, характер совр. науч. знания выдаются за «аргумент» в пользу принципиальной ограниченности науки, в пользу религии. Крепнущая связь совр. филос. идеализма и совр. Ф. неоспорима. Своеобразное богоискательство проходит через всю совр. бурж. философию. Происходит процесс теологизации философии, ее религ. переосмысления. На языке философии воспроизводятся христ. сюжеты «греховности», «вины», «очищения»« «надежды», «воздаяния» и т. п. Единство идеализма и религии обусловлено родством, общностью порождающих их соц. и гносеологич. корней. Религия открывает перед идеализмом иллюзорную перспективу целостного мировоззрения, а идеализм помогает религии обрести видимость интеллект, респектабельности. И в наст. вр. важным и актуальным является вывод В. И. Ленина о том, что идеализм «есть только утонченная, рафинированная форма фидеизма, который стоит во всеоружии, располагает громадными организациями и продолжает неуклонно воздействовать на массы, обращая на пользу себе малейшее шатание философской мысли» (т. 18, с.380).

Просмотров: 408
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Атеистический словарь/Под общ. ред. М. П. Новикова.- М.: Политиздат, 1986 г.




Другие новости по теме:

  • “НИЩЕТА ФИЛОСОФИИ. Ответ на “Философию нищеты” г-на Прудона”
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • «НИЩЕТА ФИЛОСОФИИ. Ответ на «Философию нищеты» г-на Прудона»
  • »ВОПРОСЫ ИСТОРИИ РЕЛИГИИ И АТЕИЗМА»
  • »ЛЕКЦИИ ПО ФИЛОСОФИИ РЕЛИГИИ»
  • АВТОРИТАРНЫЕ РЕЛИГИИ
  • Американское просвещение: Отношение к религии и нравственности
  • БОГ В ФИЛОСОФИИ И БОГ ВЕРЫ
  • ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ПО РЕЛИГИИ И ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В ЗАКРЫТЫХ ОБЩЕСТ-ВАК
  • Из истории немецкой философии XVIII-XIX вв. (Гердер, Рейнгольд, Маймон, Бардили, Якоби). Полемика вокруг философии Канта
  • МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ
  • НЕОБХОДИМОСТЬ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА ФИЛОСОФИИ НАУКИ
  • Объективный идеализм в философии истории
  • Основные идеи философии Т. Гоббса. Роль, функции и специфика философии
  • Основные понятия философии К. Ясперса: экзистенция, всеобъемлющее, философская вера
  • ПОЗИТИВИСТСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ (соотношения философии и науки)
  • ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ НАУКИ
  • Понятие априорного и его роль в кантовской теоретической философии
  • Рационализм схоластической философии. Концепции знания в средневековом платонизме и аристотелизме
  • Религии Китая
  • СТРУКТУРА ФИЛОСОФИИ НАУКИ
  • Социология религии 
  • ТЕМА в философии и истории науки
  • ФЕНОМЕНОЛОГИЯ РЕЛИГИИ
  • Философия науки XX в. Предмет философии науки
  • Философская мысль духовно-академического направления в русской философии XVIII-XIX вв.
  • Философское учение Г.В. Лейбница Генезис философии Лейбница: отношение к предшествующей философии. Понятие субстанции
  • ЦЕЛЬ ФИЛОСОФИИ НАУКИ
  • Шеллинг: От философии свободы к философии откровения



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь