ДИАЛЕКТИКА

(греч., первонач. значение термина - искусство вести беседу, рассуждать) — учение о развитии. В домарксистской философии существовали 3 осн. формы Д.: стихийная Д. древних, идеа-листич. нем. Д. кон. 18 — нач. 19 в. и Д. рус. революц. демократов 19 в. Вершиной в развитии домарксистской Д. была идеалистич. Д. Гегеля. Освоив достижения Д. Гегеля, К. Маркс коренным образом переработал ее и создал материалистич. Д., к-рш не только отлична от гегелевской, но и составляет ее прямую противоположность. У Гегеля в основе диалектич. процесса лежит развитие мышления, оторванного от человека и превращенного в самостоят, субстанцию. В основе Д. вещей у Гегеля лежит Д. понятий. С марксистской т. эр. Д. - наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления, теория и метод познания явлений действительности в их развитии, самодвижении, вызываемом внутр. противоречиями. Объективная Д. (движение и развитие природы и общества) определяет субъективную Д., т. е. движение чело-веч. понятий. В. И. Ленин определял диалектику как самое полное, всестороннее и богатое содержанием учение о развитии. Осн. законами диалектики являются: единство и борьба противоположностей; переход количественных изменений в качественные;  отрицание отрицания. Закон единства и борьбы противоположностей составляет ядро диалектики, ибо он объясняет источники движения материи, заложенные в ней самой. Движение материи выступает как ее самодвижение, что подрывает любые религ. и идеалистич. представления о «творце», перводвигателе и т. п. Закон перехода количественных изменений в качественные выявляет Д. количественных и качественных изменений, показывает, что развитие в природе и об-ве включает в себя скачки, перерывы постепенности. Закон отрицания отрицания характеризует соотношение различных этапов развития, когда развитие как бы повторяет пройденные ступени, но повторяет их иначе, на более высокой ступени. Законы Д. дополняются диалектич. закономерностями, выявляюшими соотношение формы и содержания, сущности и явления, необходимости и случайности, причины и следствия,единичного, особенного и всеобщего и т. п. Диалектич. законы - это законы развития не только материального мира, но и человеч. познания. Д. выступает как всеобщий метод познания. Диалектич. метод не заменяет частных науч. методов, он выступает лишь как их общая тео-ретич. предпосылка. Д. вооружает марксистско-ленинские партии и всех трудящихся методом и науч. познания, и революц. преобразования действительности.

Просмотров: 669
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Атеистический словарь/Под общ. ред. М. П. Новикова.- М.: Политиздат, 1986 г.




Другие новости по теме:

  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • ДИСКУССИЯ КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ
  • ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ ЗАКОН
  • ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ ЗАКОН
  • Единство мышления и речи, общения и познания
  • ЗАКОН ВЗАИМНОГО ПЕРЕХОДА КОЛИЧЕСТВЕННЫХ И КАЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ
  • Закон единства и борьбы противоположностей
  • ЗАКОН ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ
  • Закон единства и борьбы противоположностей (закон диалетической противоречивости)
  • Закон качественных изменений ( закон перехода количественных изменений в качественные) в
  • ЗАКОН ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ
  • Закон отрицания отрицания
  • Закон отрицания отрицания (закон диалектического синтеза)
  • закон отсутствия предела в развитии навыка
  • закон плато в развитии навыка
  • НРАВСТВЕННЫЙ ЗАКОН КАК ФУНДАМЕНТ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
  • НРАВСТВЕННЫЙ ЗАКОН КАК ФУНДАМЕНТ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЛИЧНОСТИ.
  • Основные периоды жизни, сочинения и идеи Гегеля. Юность Гегеля. Штутгарт (1770-1788)
  • ОТРИЦАНИЕ ОТРИЦАНИЯ ЗАКОН
  • ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ ЗАКОН
  • Переход количественных и качественных изменений
  • Переход количественных изменений в качественные
  • ПЕРЕХОД КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В КАЧЕСТВЕННЫЕ
  • ПЕРЕХОД КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В КАЧЕСТВЕННЫЕ,
  • Полемика о роли природы и воспитания в развитии
  • принцип перехода количественных изменений в качественные
  • РАЗВИТИЕ НЕДОСТАТОЧНОЕ, ОТСТАВАНИЕ В РАЗВИТИИ
  • Сознание как высшая ступень развития психики
  • Теория медиаобразования как развития «критического мышления»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь